Сочинение рифмованных текстов с детьми по сказкам «Маша и медведь» и «Лиса и заяц»

Цель: продолжать учить детей с помощью алгоритма составлять смысловые рифмованные тексты по мотивам литературных произведений. Упражнять в умении подбирать рифму к заданному слову, анализировать создаваемые тексты. Совершенствовать умение детей составлять схематическую запись текста.

Предварительная работа: Чтение сказок «Лиса и заяц», «Маша и медведь», беседа по их содержанию.

Ход занятия

Воспитатель: «Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Рифмовка». Посмотрим, как вы умеете подбирать рифмы к заданному слову. Задание такое: придумать рифму к слову, которое называет героя или обозначает какое-либо свойство. Перед началом игры вспомним правила: сигнал к ответу – поднятая вверх рука, грубые слова произносить нельзя. Начинаем! Колобок».

Дети: Сок, мог, комок, коробок.

Воспитатель: Заводной.

Дети: Родной, озорной, мой, смешной.

Воспитатель: Мышка.

Дети: Коротышка, трусишка, малышка.

Воспитатель: Маленькая.

Дети: Удаленькая.

Воспитатель: Лягушка.

Дети: Квакушка, болтушка, попрыгушка, хвастушка.

Воспитатель: Глазастая.

Дети: Ротастая, квакастая, прыгастая.

Воспитатель: Кот.

Дети: Пот, рот, живот, вот.

Воспитатель: Ленивый.

Дети: Красивый, плаксивый.

Воспитатель: Коза.

Дети: Дереза, гроза, глаза.

Воспитатель: Рогатая.

Дети: Бодатая, богатая, бородатая, лохматая.

Воспитатель: Ежик.

Дети: Рожек, четверо ножек, может.

Воспитатель: Колючий.

Дети: Хитрющий, могучий, злючий, липучий.

Воспитатель: Молодцы, рифмы подобрали. Теперь для вас контрольное задание: я загадаю рифму, а вы должны отгадать, о каком герое идет речь. УМНИЦА-РАЗУМНИЦА, УДАЛАЯ — РЯБАЯ, ПЕРИСТАЯ — ГОЛОСИСТАЯ.

Дети: Курочка Ряба.

Воспитатель: Теперь следующее задание: придумать рифму к словам, которые обозначают действия героев сказок. Колобок лежал.

Дети: Спал, скакал, сбежал, визжал, кричал, попал.

Воспитатель: Покатился.

Дети: Прикатился, носился, родился, разбился.

Воспитатель: Ежик уколол.

Дети: Пол, протокол, стол, ствол, молол.

Воспитатель: Кот мяукал.

Дети: Стукал, баюкал, нюхал.

Воспитатель: Врал.

Дети: Спал, крал, играл, раздал, собрал.

Воспитатель: Коза ходила.

Дети: Находила, любила, варила, косила, носила.

Воспитатель: Бодалась.

Дети: Кусалась, ругалась, наряжалась, умывалась.

Воспитатель: Мышка махнула.

Дети: Вильнула, столкнула, воткнула.

Воспитатель: Уронила.

Дети: Разбила, ныла, мыла, шила.

Воспитатель: А теперь следующее задание: отгадать героя по действиям. ОСТАВАЛИСЬ, ЗАКРЫВАЛИСЬ И НА ЗУБ ПОПАЛИСЬ.

Дети: Козлятки из сказки «Волк и семеро козлят».

Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Наоборот». Слушайте указание и делайте наоборот.

Воспитатель проводит физкультминутку. Дети называют антонимические пары к заданным словам.

Поднимем руки высоко –

Нет, лучше их опустим низко!

Друг от друга далеко –

Теперь уж очень близко.

Мы сделаем все вместе круг —

А стали уж отдельно вдруг!

Мы можем громко закричать –

А можем тихо прошептать!

Воспитатель: Теперь пришло время узнать, о каких сказочных героях пойдет речь. Вам нужно разгадать загадку:

За грибами ходила она,

К его дому в лесу забрела.

Перехитрить его смогла –

Домой вернулась цела, весела!

Дети: Это девочка из сказки «Маша и медведь».

Воспитатель: По каким действиям вы определили, что эта Маша?

Дети: Она с подругами за грибами ходила, когда заблудилась в лесу к дому Медведя забрела. Перехитрила его и домой вернулась.

Воспитатель: Вот еще загадка:

Он строил домик для себя –

У него она дом отняла,

Хотела в нем жить-поживать,

Друг помог плутовку эту прогнать.

Дети: Это зайка из сказки «Лиса и заяц».

Воспитатель: Сейчас мы постараемся сочинить стихотворения про героев этих сказок. У меня есть волшебная шкатулка, в которой находятся медальки. Они помогут разделиться на две команды. На медальках изображены герои обеих сказок, вам нужно определить из какой сказки тот или иной герой и правильно занять место за столом. На столе есть картинка с изображением эпизода из сказки, вам она поможет.

Дети делятся на команды. Выбирают капитанов, которые будут вести схематическую запись.

Воспитатель: Давайте повторим, что нужно для сочинения стихотворения.

Дети: Выбрать героя, описать какой он, подобрать его «дела».

Воспитатель следить за работой детей в командах. По 2 человека от каждой команды рассказывают свои стихотворения по схемам.

Маша удалая,

На платке бахрома золотая.

Подружки за ней пришли,

В лесу ягоды нашли.

К Медведю в избу забрела,

Сама пирогов напекла.

В короб положила –

Медведя обхитрила.

Зайка — побегайка,

Веселый, щедрый был:

Лису в дом пустил.

Сам без домика остался.

За Лису огорчался.

Дети коллективно анализируют сочиненные рифмованные тексты.

Воспитатель: Назовите объекты, о которых идет речь.

Дети: О Маше в первом стихотворении, о Зайке – во втором.

Воспитатель: Есть ли описания объектов? Назовите их.

Дети: Маша удалая, на платке бахрома золотая. Зайка — побегайка, веселый, щедрый.

Воспитатель: Какие «дела» перечислены?

Дети: Маша: забрела, напекла, положила, обхитрила. Зайка: пустил, остался, огорчался.

Воспитатель: Почему вы назвали эти тексты стихотворениями, а не рассказами?

Дети: Потому что все слова звучат складно, есть рифма.

Аббязова Э.А.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх