Сочиняем стихи вместе с детьми

Часто ли вы читаете своим детям стихотворения? А сами? Помните ли вы, где у вас на полке стоят томики стихов А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой, Р. Рождественского?

Если они есть — уже прекрасно, если нет — возьмите у друзей или в библиотеке. Конечно, вы очень заняты, у вас много дел, и вы хотите почитать лёгкий роман или детектив и просто расслабиться, посмотреть телевизор или поиграть в интересную компьютерную игру. А может, вы больше любите прозу и совсем не любите поэзию? Бывает и такое. Но только не забудьте вспомнить об этом, когда ваш малыш подрастёт и уже в школе не захочет читать поэмы, с трудом будет заучивать из них отрывки, необходимые по программе, и каждый раз говорить: «Зачем мне это нужно? Какой в этом толк? Зачем вообще написали столько стихов?»

Да, мы совсем забыли, что есть ещё детский сад, где на каждый утренник ваш ребёнок будет учить стихотворение, которое обычно выбирает не он сам, а воспитатель. Сколько времени вы потратите на то, чтобы он его запомнил, и всегда ли обратите внимание, как он его рассказывает: выразительно, умело пользуясь различными интонациями, варьируя силу голоса, или вяло, монотонно, неохотно. Не забудьте, что воспитатель тоже может любить или не любить поэзию, читать детям стихотворения постоянно или только время от времени.

Сейчас вам кажется это неважным, но потом время будет упущено, и ваш вчерашний малыш будет с увлечением смотреть телевизионные программы, целыми днями играть в компьютерные игры, читать второсортные детективы и ни под каким предлогом не пойдёт в театр или кино. Может быть, стоит задуматься и хотя бы на 20 минут отложить в сторону детектив и почитать своему ребёнку стихи. И это будет совсем не трудно.

Посмотрите, какие книги вы читаете ему сейчас. Как правило, это потешки, прибаутки, небольшие весёлые стихи про игрушки и животных, детей, про дождик и про солнышко. Сейчас их так много в магазинах, они яркие и красивые, большие и маленькие, со страничками из тонкой бумаги и плотного картона.

Давайте разберёмся, какую книгу выбрать, какие стихи прочитать ребёнку, поймёт ли он их, будут ли они ему интересны?

Начнём по порядку. Конечно, если вы только начинаете читать своему ребёнку, то книга для него — та же игрушка, а потому выглядеть она должна ярко и красиво, странички у неё должны быть плотные, чтобы он сам мог легко их переворачивать, рассматривая большие и красивые рисунки.

Кто не знает стихов Корнея Ивановича Чуковского? Думаю, все мы выросли на его прекрасных произведениях. Кроме этого, он долго изучал поэзию для детей, творчество самих детей и предложил «заповеди» для поэтов, которые пишут детские стихи. Давайте с ними познакомимся:

1) Стихотворения для детей должны быть графичны, то есть в каждой строфе и двустишии должен заключаться определённый образ, который можно выразить в рисунке. Например, стихотворение А. Блока «Зайчик».

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть……

2) Сюжет должен быть динамичным, подвижным, образы должны быстро меняться.

На лошадке ехали,

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину…

3) Стихотворение в то же время должно быть лиричным.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты……

4) Ритм должен быть подвижным и переменчивым.

5) Стихотворения должны быть «музыкальны», т.е. необходимо, чтобы в них не встречались стечения согласных звуков, речь была плавной.

6) Желательно, чтобы рифмы в стихах были близко расположены, это облегчает их восприятие ребёнком-дошкольником.

У ежей подрос ежонок —

Замечательный ребёнок.

Но боятся мама с папой

Малыша погладить лапой.

7) Главная смысловая нагрузка стихотворения должна соответствовать слову, которое служит рифмой.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко…

8) Каждая строфа должна представлять собой законченную синтаксическую единицу (число строк совпадает с числом предложений).

Стоп, машина!

Стоп, мотор!

9) Не следует использовать много прилагательных, эпитетов, особенно в стихотворениях для малышей. Такие стихи доступны только для детей старшего дошкольного возраста.

10) Преобладающим ритмом детских стихотворений должен быть хорей (двусложная стопа с ударением на первом слоге).

Листья жёлтые летят,

День стоит весёлый…

11) Стихи должны носить игровой характер.

Руки протяните,

Яблоко сорвите. (Ребёнок может поднять ручки и потянуться вверх.)

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать. (Можно покачаться из стороны в сторону.)

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву! (Можно подпрыгнуть.)

12) Детские стихотворения должны быть высокохудожественными, т.е. являться настоящей поэзией как для детей, так и для взрослых.

К.И. Чуковский полагал, что необходимо постепенно приобщать детей младшего и среднего дошкольного возраста к более сложным явлениям, не оставаться на «детском» уровне, заниматься так называемым «стиховым воспитанием». По его мнению, все дети с самого рождения стремятся именно к стихотворной речи и лишь позднее — к прозаической, с удовольствием сочиняют собственные стихи.

Давидович А.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх