Сочиняем стихотворения с детьми

Для сочинения стихотворений детьми можно воспользоваться моделями и схемами. Вот некоторые их них.

Известный итальянский поэт Джанни Родари предложил модель сочинения лимериков — шуточных стихотворений, немного напоминающих нелепицы:

1 строчка — указание на героя: жил-был (кто-то);

2 строчка — даётся его характеристика (какой?);

3 и 4 строчки — действие или взаимодействие с другими объектами (что делал? С кем общался?);

5 строчка — вывод.

Например,

Жил-был зайчик

Маленький, как мячик.

Прыгал и скакал —

И от волка убежал.

А можно использовать следующую схему:

1 строка — заглавие (1 слово);

2 строка — описание заглавия

(2 слова);

3 строка — описание действия

(3 слова);

4 строка — описание чувств

(4 слова);

5 строка — синоним заглавия

(1 слово).

Используя такую схему, можно придумать, например, такое стихо-творение:

Цветок

Красивый, белый

Распускается, цветёт, пахнет

Вкусно, сладко и нежно —

Счастье.

Можно сочинять, используя модели-рисунки, внутри которых пишутся строки стихотворения.

Внутри этого рисунка можно написать стихотворение про птицу. Сначала давайте вспомним, что мы про неё знаем. Она умеет летать, у неё есть крылья и т.д. А теперь подумайте, что ещё может летать — самолёт. У кого ещё есть крылья — у бабочки.

Летает в небе, словно самолёт,

Как бабочка, порхает в воздухе она,

Красива и легка.

Можно создать целый альбом рисунков и стихотворений к ним. Расположите строчки внутри рисунка, повторяя его контуры, и у вас получится «фигурный» стих. Напишите то, что вы думаете, хотите сказать, и не важно, что это будет «не в рифму». Как мы с вами уже говорили, рифма — это ещё не всё в поэзии. Главное, подберите новые сравнения, опишите.

Когда вы читаете ребёнку стихотворение, попробуйте подобрать свои рифмы, сравнения, сочинить последнюю или первую строчку или составить новое стихотворение из двух вам известных. Подберите несколько стихотворений на одну и ту же тему и сравните, как разные поэты описывают одно и то же природное явление, животное, игрушку и т.д. Например, стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».

  • О какой поре года рассказывается в этом стихотворении?
  • С кем (чем) сравнивает поэт бурю в зимний вечер? (Воет, как зверь; плачет, как дитя; шумит, как солома; стучит в окошко, как запоздалый путник.)
  • Обратите внимание на те строки, которые начинаются одинаково, с одних и тех же слов. (Потом со временем — на те, которые начинаются с одного и того же звука.) В стихотворениях очень часто встречаются разные повторы: в рифмах — это последние звуки; есть строки, которые начинаются с одного и того же звука, слова, нескольких слов. Это всё особенности поэзии, стихотворной речи.
  • А теперь давайте сравним, как описывает зиму и метель в своём стихотворении С. Есенин.
  • Как описывает метель поэт в своём стихотворении? (Стелется шёлковым ковром). А вьюгу? (С рёвом бешеным стучит по ставням, злится всё сильней.)
  • Одинаково ли «стучит» буря, вьюга в окошко в этих стихотворениях? (У А.С. Пушкина — стучит в окошко, как запоздалый путник; у С. Есенина — стучит с рёвом бешеным.) Как вы думаете, как стучит запоздалый путник в окошко дома вечером? (Осторожно, не очень громко.) А как стучит вьюга в стихотворении С. Есенина? (Громко, с рёвом.)
  • Давайте с вами придумаем новые сравнения:

Буря стучит (шумит), как…

Буря воет, как…

Подставьте ваши новые сравнения в строчки стихотворения.

  • А теперь попробуем подобрать новые рифмы к словам. Например:

Зверь — дверь, снежные — нежные, крутя — вертя, шутя; заплачет — заскачет, море — горе, поле; детки — ветки, пташки — букашки, солнце — оконце.

  • Можно сочинить последнюю строчку:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То …….. (стучит в окно шутя).

Попробуйте, пофантазируйте, и у вас получатся новые, неожиданные строчки стихотворения.

Главное, читайте стихи ребёнку как можно больше и как можно разных. И не забудьте о себе — может быть, вы вскоре тоже полюбите поэзию?

А. Давидович


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх