Учим избегать зубрёжки ребёнка

Формирование последовательного пересказа у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Начиная с раннего возраста детям систематически рассказывают сказки, читают стихи, рассказы, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали влияние на их поведение, речевое развитие.

Для овладения навыками пересказывания необходимы следующие умения:

  • умение прослушивать произведение;
  • понять основное содержание и пережить, прочувствовать его;
  • запомнить последовательность изложения, а также своеобразные речевые обороты автора;
  • осмысленно и выразительно передать произведение устно, свободно излагая мысль, сохраняя характерные выражения образца, но в то же время пользуясь своим активным словарем;
  • умение рассказывать в коллективе, адресуя свою речь слушателям.

На занятиях по пересказу акцент нужно делать на обучение детей устной связной передаче прослушанного ими произведения, на сохранение последовательности событий, языка, ритма произведения. Большое внимание надо уделить выразительности речи детей. О значении пересказа говорил К.Д. Ушинский: «Ведь ребенку придется рассказывать свой урок, а без этого навыка язык его точно в цепях тех строчек, которые он заучил, он не может заменить слово другим, не может свободно переставить двух слов, остается урок зазубрить».

Е.И. Тихеева предлагает следующие методические советы по пересказу:

  • перед пересказом нужно разъяснить детям суть произведения;
  • во время пересказа не следует перебивать ребенка, если он пропускает какую-либо мысль, но, естественно, если ребенок запинается, забывает последовательность, к нему нужно прийти на помощь;

Мы учим детей речи, которой им придется пользоваться в повседневной жизни.

Пересказ текстов можно проводить тогда, когда у детей уже есть фразовая развернутая речь, когда он умеет выслушать и понять содержание текста, а также желание рассказать то, а чем только что ему прочитали.

Пересказ помогает совершенствовать речевые навыки, развивать внимание ребенка, его мышление, помогает закрепить в речи поставленные логопедом звуки.

К подбору произведений для пересказа предъявляются следующие требования:

  • идейная направленность, воспитательная цельность произволения;
  • каждое произведение, отобранное для пересказа, должно учить чему-то полезному, развивать нужные обществу черты личности: коллективизм, трудолюбие, послушание, заботливость, дружба и т. д.
  • тексты для пересказов должны быть доступны по содержанию, близки по опыту, чтобы дети могли отразить личное отношение к этому событию;
  • в произведениях должны быть знакомые детям персонажи и герои, понятные мотивы поведения, действующих лиц;
  • произведения должны быть сюжетные с хорошо выраженной последовательностью действий;
  • язык произведения должен быть выразительным, богат точными определениями;
  • желательно включение прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

При показе используются следующие методические приемы:

  • проводится словарная работа для чтения текста. Трудные слова объясняются путем показа соответствующих игрушек, картин, перефразировки и подбора синонимов. Они проговариваются хором всеми детьми и индивидуально. Кроме того, эти слова можно включить в специальные упражнения по закреплению звуков;
  • перед чтением рассказа может быть проведена небольшая вводная беседа, подводящая детей к содержанию произведения;
  • после первого чтения дается установка на пересказ текста;
  • двукратность чтения произведения перед пересказом;
  • объяснительная беседа, установка внимания детей на последующий пересказ;
  • пересказ произведений большого объема по частям;
  • совместный пересказ ребенка и педагога;
  • вопросы к детям во время пересказа и после него.

Когда дети прослушали рассказ, педагог задает вопросы, чтобы выяснить, понятно ли его содержание. Чтобы активизировать детей с плохо развитой речью, можно предложить отдельные ответы, проговорить все с ним вместе, а некоторым детям повторить еще раз. Умение пересказывать зависит от умения слушать и понимать художественные произведения.

Ребенок должен слушать сдержанно, не мешая товарищам. Для формирования этого навыка педагог должен прежде всего ярко и выразительно читать или рассказывать. Разнообразная по силе, по интонации, по высоте речь педагога привлекает к себе внимание детей, его мимика помогает осмысливать содержание произведения и, безусловно, облегчает детям слушание. Надо помнить, что дети-дошкольники — это слушатели, а не читатели.

Перед чтением или после можно показать детям иллюстрации и игрушки, уточняющие смысл произведения.

Вводная беседа, или напоминание педагога об аналогичных событиях из личного опыта детей, проводится для создания заинтересованности при восприятии произведения и для лучшего его запоминания. Можно указать на связь данного произведения с ранее прослушанным. После чтения необходимо задавать вопросы, требующие от них осмысления, оценки поведения героя. Вопросы должны помочь детям выделить самое главное, существенное, установить причинные связи между отдельными событиями, уяснить моральный смысл поступков героев.

Последовательность мысли и речи формируется в беседах. Подготовка к пересказу складывается из подготовки педагога и детей. Подготовка педагога заключается в правильном выборе произведения для пересказа, с учетом речевых умений детей, воспитательных задач, а также времени проведения занятий.

Нужно оценить трудность данного текста, его доступность. Если произведение сложно для понимания, то чтение и разбор его нужно провести отдельно, примерно за неделю до пересказа. Перед началом пересказа педагог дает короткий план рассказа, помогая ребенку собраться с мыслями и направить пересказ в нужное русло.

Различные виды пересказа могут на разных ступенях обучения варьироваться по-разному:

  • педагог пересказывает, а ребенок (в зависимости от своих речевых возможностей) вставляет необходимое слово или предложение;
  • пересказ в лицах, типа простой драматизации. Для детей с более высоким уровнем повествовательной речи можно рекомендовать более сложные виды работы:
  • выборочный пересказ (выделить из рассказа только то, что относится к данному поступку). Это возможно в том случае, если ребенок в состоянии проанализировать произведение;
  • краткий пересказ (ребенок рассказывает только самое главное, существенное);
  • творческий рассказ: а) пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев; б) составление рассказов из нескольких текстов на заданную тему; в) пересказ с изменением действующих лиц и места действия; г) составление рассказов на основе личного опыта по аналогии с услышанным.

При обучении пересказыванию используются следующие приемы:

  • совместный пересказ;
  • отраженный пересказ;
  • разнообразные вопросы (по характеру, форме и месту употребления);
  • подсказ;
  • указания (к содержанию пересказа и поведению детей);
  • разъяснения;
  • коллективные упражнения;
  • повторение отдельных мест;
  • пересказ по частям;
  • пересказ в лицах;
  • поощрения.

В. Быкова


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх