Учим детей читать. Занятие 5

Цель: показать детям, что звуки в словах произносятся в определенной последовательности, учить протяжно произносить слова с выделением в них нужного звука, воспитывать интерес к звучащему слову.

I. Игра «Вот как произносятся звуки».

— Дети, напомните, пожалуйста, — говорит воспитатель, — как звала Машенька в лесу подружек, когда заблудилась.

— Ау! — отвечают дети.

— Произнесите слово так же протяжно, как и Машенька, — просит воспитатель.

— Аааууу, — повторяют дети.

— Аааууу, — повторяет педагог. — Слышите, как звучат звуки — сначала первый звук ааа, потом второй ууу, друг за другом: аааууу.

Воспитатель предлагает всем вместе произнести звукосочетание, а затем спрашивает:

—Какой первый звук вы произнесете? Какой следующий?

Педагог показывает звуковую линейку № 1.

Когда воспитатель произносит первый звук А, ор начинает действовать выдвигаемой частью линейки, в первом окошке появляется кружок синего цвета; произнося звук У, воспитатель продолжает выдвигать линейку, и синий кружок перемещается во второе окошко. Когда слово произнесено, кружок исчезает. Это упражнение на одном занятии можно повторить 2—3 раза. Звуковая линейка помогает детям осознать, что звуки в слове идут друг за другом.

— Вот так, дети, — говорит воспитатель, — звуки в слове идут друг за другом. Произнесите слово шар так, чтобы были слышны все звуки: шшаарр.

Дети хором, а потом по одному произносят, выделяя каждый звук.

— Посмотрите, — говорит воспитатель, — как на линейке будут бежать звуки друг за другом: шшаарр, ссо- омм, ллууннаа. Звуки, как и слова, когда мы их произносим, идут друг за другом. Теперь вы называете слова, а звуковая линейка покажет, как звуки в них идут друг за другом.

II. Игры-звукоподражания.

Игра «Что появилось?».

Педагог ставит на стол игрушки, в названии которых есть звук Ж (жираф, ежик). Ребята называют их. Затем воспитатель накрывает игрушки, меняет их местами и добавляет новую, также имеющую в названии звук Ж (медвежонка или флажок). Открывая, он спрашивает, что новое появилось. Потом воспитатель предлагает детям подобрать слова, в которых имеется звук Ж.

Игра «Скажи что-нибудь о картинке».

Детям раздают картинки с изображением предметов, в названии которых имеется звук Ж. Каждый ребенок должен рассказать о своей картинке.

III. Игра «Угадай, кто жужжит».

Воспитатель рассказывает: «Дети пошли гулять в лес. На полянке было много цветов. Над ними летала и жужжала пчела (долго и громко произносится звук Ж). Идут дети дальше, а в кустах паук сплел паутину. Попала туда муха, хочет выбраться, из сил выбивается и жужжит (тихо и быстро произносится звук Ж)».

В. А теперь послушайте и угадайте, кто жужжит — пчела или муха?

Воспитатель произносит звук Ж то громко и длительно, то тихо и быстро. Дети определяют и называют. Потом они делятся на две группы. Одни изображают пчел, другие — муху, попавшую в паутину, и соответственно тому произносят звук Ж. При повторении игры дети меняются ролями.

IV. Игра «Заблудились в лесу».

Воспитатель говорит, что иногда родители зовут детей со двора или окликают в лесу, когда ребенок далеко ушел.

Зовут родители так: «Волооодя!!!»

Затем «разбегаются по лесу» все куклы и звери, которые есть в группе. Воспитатель помогает детям позвать их правильно, выделяя голосом самый громкий звук в слове. (Строгая терминология не обязательна, но для дальнейшего взаимопонимания надо договориться о названиях: «Слово произношу с ударением» или «Ударяю голосом гласный звук»).

V. Игра «Звукоед».

Ребенок становится звукоедом, называя слова без первых звуков. Дети отгадывают, какое слово он хотел сказать, какой звук съел. Пример: …тол — стол, …кно — окно и т.д.

Можно еще: «Давайте назовем, какие предметы в той комнате начинаются на звук П». (Полка, портрет, потолок и т.д.)

Воронова Р.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх