Учим детей читать. Занятие 6

Цель: дать детям знания о коротких и длинных словах, учить самостоятельно называть пропущенный звук.

I. Игра «Словами о словах».

Играя в звуковые игры, ведем необычный разговор — словами о словах. Чтобы проверить, насколько дети вас понимают, предложите им следующее задание: «Сейчас мы будем сравнивать слова по длине; я назову слово, а вы скажете, какое слово длиннее, какое короче, и объясните, почему вы так считаете: час — минута; удав — червячок; карандаш — карандашик; усы — усики; кот — кит; хвост — хвостик».

Вполне грамотно, если дети ответят: «Слово червячок длиннее, потому что в нем больше звуков» и т.д.

II. Игра «Дом звуков».

Воспитатель говорит: «В этих домах живут имена. В каждой комнате по жильцу—звуку. Пришел в свой дом (воспитатель показывает дом с тремя окошками) кот. У него три комнаты. Каждый звук спит отдельно. Уложим кота спать. К спит в первой спаленке». Каждый ребенок берет в руку фишку размером с окошко домика. «Это звук. Позови его спать». Ребенок зовет к- к-к и кладет фишку в первую комнату. И так далее. Если ребенок теряет звук о, а, второй фишкой «ловит» звук г, вы удивляетесь: «Разве здесь живет кт? Я думала, что здесь живет кооот!»

III. Игра «Дом в лесу».

Воспитатель говорит: «Рисуем 4-комнатный дом. В доме хотят жить разные звери. А для кого он построен — неизвестно. Спорят слон, лев, жираф. Чей это дом? (Ответы детей.) А кто бы еще мог жить здесь?» Дети (с помощью взрослого) могут вселить сюда волка, лису, сову, крота, но откажутся поселить собаку, ворону, ужа.

В другом варианте игры ребенку нужно расселить знакомых ребят: Таню, Алешу, Алесю, Олега и т.д. Заранее нарисуйте многоэтажный дом, где на каждом этаже ряд окошек, соответствующих количеству звуков в имени.

Для тех, кто справится с заданием, — более сложная задача: самостоятельно построить дом, в котором будет жить кукла Катя, перестроить его для Иры, найти жильца для пустующего дома из 6 комнат, на улице среди пяти-семи разных домов найти, где живет Буратино.

Для детей с опережающим умственным развитием есть наиболее трудный вариант игры, требующий учета не только количества звуков в слове, но и места ударения.

Нарисовано 4 одинаковых 4-комнатных домика, в которых живут слон, волк, лиса, аист. Цапля пришла проведать аиста. Как ей попасть в нужный домик и не угодить на обед к волку или лисе? Ребенок в растерянности. Подскажите ему.

Выход: сами поставьте ударение в слове слон и в одном из домиков заштрихуйте третье окошечко. Пусть ударный звук будет за занавеской.

IV. Игра «Какое слово задумано?».

Воспитатель показывает детям картинку с изображением слона и говорит: «Это …лон». Дети смеются и поправляют его: «Слон!» Воспитатель соглашается: «Я же так и говорю: …лон». Дети произносят слово с усилением звука С. «Почему у меня получается не так?» —  удивляется воспитатель. «Вы пропускаете звук С», —  отвечают дети.

Воспитатель показывает остальные картинки и также называет изображенные на них предметы без первого звука. ((В)едро, (р)ога, (н)ос, (с)тол, (к)нига.) Дети поправляют воспитателя, правильно произносят слова, выделяя голосом пропущенный первый звук. Затем они начинают показывать свои картинки и называть изображенные на них предметы так же, как и воспитатель, — без первого звука.

Это упражнение может быть проведено иначе. Воспитатель называет слово без первого звука, но не показывает картинку: «…ак». Дети отгадывают, какое это слово. (Мак, рак.)

Воронова Р.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх