Учите ребенка говорить правильно

Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений и родителей

Речь является важнейшей творческой психической функцией человека, средством мышления, опосредствования психических процессов, общения, т.е. построения своей личности через диалог с другими личностями, другими культурами.

Совершенно отчетливо тесная связь речевого, творческого и интеллектуального развития детей выступает в формировании языковых обобщений детей в сфере грамматики — словоизменения, словообразования и синтаксиса. Не случайно К.Д.Ушинский назвал грамматику логикой языка. Овладение ребенком грамматической структурой языка приводит к развитию у него начал логического мышления, умения обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли, что, в свою очередь, является составной частью совершенствования связной монологической речи ребенка.

Усваивая грамматический строй родной речи, ребенок прежде всего овладевает наиболее распространенными грамматическими формами. Особенностью речевого развития малыша является то, что он неосознанно выводит для себя речевые грамматические правила и начинает пользоваться ими во всех теоретически возможных случаях, часто вопреки тому, что слышит от взрослого. Отсюда в речи детей, особенно младшего дошкольного возраста, множество так называемых ошибок по аналогии. Вы, наверное, заметили, что ваш ребенок не всегда правильно употребляет существительные множественного числа в родительном падеже. Иногда он допускает такие ошибки, как куклов вместо кукол, ленточков вместо ленточек, ежов вместо ежей и т.п.

Маленькие дети не всегда правильно образуют множественное число существительных. Самой распространенной ошибкой является употребление окончания «ы» — «и» вместо окончания «а» — «я» (например, глазы вместо глаза, домы вместо дома и т.п.).

В русском языке много нетипичных форм, т.е. исключений из правил. Дети, ориентируясь в своей речи на типичные случаи употребления слов, при встрече с нетипичными часто допускают ошибки. Так, дети нередко изменяют неизменяемые существительные (пианино, радио, кино, кофе, какао и др.). Например, от ребенка можно услышать такие выражения, как ходить в пальте, много польт, на пианине, был в кине и т.п. К подобным ошибкам относится и изменение числа существительных, употребляемых только в единственном или только во множественном числе (одна санка, много молей и т.п.).

Эффективным методом формирования грамматического строя речи, закрепления грамматических навыков являются дидактические игры, так как благодаря своей динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность множество раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Не менее важно в процессе речевых дидактических игр формировать у детей диалогические отношения, т.е. партнерские отношения, инициативную и ответную позиции, вопросно-ответную форму общения.

Дидактические игры могут проводиться как с наглядным материалом (игрушки, предметы, картинки), так и без него — в форме словесных игр.

Формами реализации игрового действия или игрового элемента в речевых играх выступают манипуляции с игрушками, предметами и картинками; элемент поиска и находки нужной фразы, слова, звука; элемент загадывания и отгадывания; выполнение роли; соревнование; элемент ожидания (предвосхищения) и неожиданности; слово или фраза в качестве игрового элемента.

Н.С. Старжинская


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх