Упражнения для развития слухового анализа и синтеза

 Упражнение «Напиши схему»

Цель: закрепление умения делить слова на слоги.

Задачи: закреплять умение правильно делить на слоги слова разной слоговой структуры, самостоятельно составлять схему слова, развивать самоконтроль.

Ход упражнения

Упражнение «Напиши схему»

Детям раздаются перфокарты. Нужно разделить слово на слоги (части) и в окошке записать схему слова. После того, как карты будут заполнены, учитель-дефектолог просит детей еще раз самостоятельно проверить правильность выполнения задания. Ведя указкой по схеме, ребенок «читает» слово и соотносит произносимую часть с «написанной». Затем учитель-дефектолог проверяет правильность выполнения задания.

Упражнение «Напиши какие гласные спрятаны в слове»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Задачи: закреплять умение определять наличие заданного звука в слове, его позицию; соотносить звук с буквой; самостоятельно записывать схему слова; определять гласные в слове; формировать навык последовательного выполнения действий по инструкции.

Ход упражнения

Упражнение «Напиши какие гласные спрятаны в слове»

Детям раздаются перфокарты. Нужно найти слова, в которых «спрятан» звук «О», определить его место в слове и изобразить это на схеме в окошке справа. Оставшееся слово разделить на части и определить в нем гласные звуки. В окошке записать схему. Учитель-дефектолог проверяет правильность выполнения задания.

Упражнение «Какой слог спрятался в слове»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Задачи: закреплять навык дифференциации парных согласных по звонкости, глухости, образования сущ. множественного числа, определения последнего слога в слове и соотнесения его с написанием.

Ход упражнения

Упражнение «Какой слог спрятался в слове»

1 вариант. Детям раздаются предметные картинки содержащие парные согласные в конце слова. На наборное полотно выставляются слоги. Учитель-дефектолог просит прочитать слоги. «У каждого из вас один предмет. Вам нужно изменить слово так, чтобы получилось множество таких предметов, и услышать какой в новом слове последний слог». Дети изменяют слова, определяют последний слог и выставляют картинку под соответствующим слогом на наборном полотне.

2 вариант. Детям раздаются карточки с написанными слогами. Учитель-дефектолог читает слова, не произнося в них последний слог. Дети добавляют подходящий слог и показывают соответствующую карточку. В зависимости от подготовленности детей, можно только показывать соответствующую карточку, не произнося добавленный слог.

Например. Покажи ВЫ или ФЫ Шка… сли… тык… штра… кана… голь… гра… жира… бук… шар… заба… ми… тари… взры.. припе… ри.. уда… тра…

Упражнение «Куда спрятался звук»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Задачи: закреплять умение определять наличие заданных звуков в слове, их позицию; соотносить звук с буквой; самостоятельно записывать схему слова; определять твердость, мягкость согласного; формировать навык последовательного выполнения действий по инструкции.

Ход упражнения

Упражнение «Куда спрятался звук»

Детям раздаются перфокарты. Нужно найти слова, в которых «спрятаны» звуки «М», «Мь», определить их место в слове и изобразить это на схеме в окошке справа. Затем обвести букву на схеме зеленым карандашом, если звук мягкий и синим, если звук твердый. Учитель-дефектолог проверяет правильность выполнения задания.

Упражнение «Нарисуй»

Цель: развитие фонематического слуха.

Задачи: развивать фонематический слух, упражнять в определении наличия звука в слоге, слове, развивать произвольное и слуховое внимание.

Упражнение «Нарисуй»

Необходимо соединить точки последовательно как указано на образце. Соединять их можно тогда, когда услышишь кодовый (заданный) звук (слово).

Упражнение «Назови гласные в слове»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия.

Задачи: учить выделять гласные звуки из слова, определять их последовательность. Соотносить звук с буквой.

Ход упражнения

Упражнение «Назови гласные в слове»

На игровом столе предметные картинки, названия которых содержат гласные звуки. Произношение гласных звуков совпадает с написанием. Разрезная или магнитная азбука. Нужно определить какие гласные звуки спрятались в словеи соотнести их с буквами. Затем, произнося слово, голосом выделяя гласные доказать правильность своего выбора. Проверяющие все игроки. Они согласны или не согласны с доказательством.

Упражнение «Слово – веревочка»

Цель: формирование умения делить слова на слоги (части).

Задачи: формировать представление о слоге, как части целого (слова); учить детей соотносить произношение слогов с одновременным выполнением механического действия (вести указкой); закреплять понятия начало, середина, конец слова; учить находить заданный слог в слове.

Ход упражнения

Упражнение «Слово – веревочка»

Детям раздаются веревочки. Сообщаем детям о том, что веревочка – это слово. «По сколько слов у каждого из вас?» — «По одному». «Покажите где у слова начало, конец, середина. Сегодня мы будем делить слово-веревочку на части. Сколько сейчас вы видите частей?» — «Одну». « Сколько частей в слове ЛУК?» — «Одна». «Прочитайте слово ЛУК, ведя указкой от начала к концу слова. Сейчас завяжите узелок на веревочке. На сколько частей он разделил наше слово?» — «На две». «Сколько частей в слове ЛИСА?»- «Две». «Прочитайте» слово. До узелка ЛИ, а затем СА. Покажите, где «живет» часть ЛИ, где «живет» часть СА. Сколько частей в слове КУБИКИ?» — «Три». «Поделите слово-веревочку на три части. Прочитайте слово. Покажите, где живет часть БИ, КУ, КИ». Далее детям раздаются предметные картинки с различным количеством слогов (от 1-го до 4-х), состоящие из открытых слогов и предлагается выполнить задание самостоятельно. Учитель-дефектолог проверяет правильность выполнения задания.

Упражнение «Посели гласные на веревочку»

Цель: формирование представления о правиле слогового деления (в слове столько слогов, сколько гласных звуков).

Задачи: формировать представление о правиле слогового деления; закреплять умение делить слова на слоги; выделять гласные из слога, слова; соотносить звук с буквой.

Ход упражнения

Упражнение «Посели гласные на веревочку»

Данное упражнение выполняется после того, как у детей сформировано умение выделять гласные звуки из слога, слова. Детям раздаются веревочки и слова с изученными гласными звуками. Предлагается разделить слово-веревочку на части. «Читая» слово по частям, определить, какие гласные звуки спрятались в каждой части. Соотнести звук с буквой и выложить ее на веревочку. Учитель-дефектолог обращает внимание детей на то, что в слове столько гласных, сколько слогов и наоборот.

Упражнение «Расшифруй слово»

Цель: развитие звукового анализа и синтеза.

Задачи: закреплять умение определять начальный звук в слове, соотносить его с буквой; учить читать слова разного слогового состава.

Ход упражнения

Упражнение «Расшифруй слово»

Детям говориться о том, что на карточках зашифрованы слова. Чтобы их разгадать, нужно определить какой первый звук в слове и записать или выложить соответствующую букву. Затем прочитать слово.

Упражнение «Эхо»

Цель: развитие фонематического слуха.

Задачи: закреплять кинестетические образы гласных звуков; учить определять последовательность звуков; развивать слуховое внимание, память.

Ход упражнения

1 вариант. Учитель-дефектолог беззвучно артикулирует ряд гласных звуков, состоящий из3-4-х звуков. Ребенок должен произнести эти звуки в той же последовательности. Затем, по заданию определить и назвать 1-4-й звук.

2 вариант. Повторить за учителем-дефектологом 3, 4 слова отличающихся гласными звуками. Затем назвать слово с заданным звуком. Например:

Лук лак люк бак бок бык ток так тик

Рык рак рок мыл мал мол мок Мук мак

Сам сом семь назови слово со звуком «А»

 

Бал бил бас ныл нос Нил кит кот кат

Рис рос рысь мил мул мал пол пил пел

вол вал вил назови слово со звуком «И».


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх