Занятие по обучению элементам грамоты для детей старшего дошкольного возраста

Цель занятия для детей по обучению элементам грамоты:

  • учить детей в игровой форме проводить звуковой анализ слова;
  • различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки;
  • делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове;
  • упражнять в чтении слогов, слов, в составлении предложений и схемы к ним;
  • закреплять и развивать навыки чтения, понятие о словоразличительной роли звука;
  • развивать творческое воображение, выразительность движений, умение передавать заданный образ;
  • воспитывать культуру речевого общения, эмоциональную отзывчивость;
  • учить действовать согласованно, обучать выражению чувств и настроений в соответствии с заданной сказочной ситуацией.

Материал: набор твёрдых и мягких слогов, кроссворд на отдельном листе, иллюстрация тарелки с кашей, фишки для неё, фишки на каждого ребёнка, ручки, карточки с четырьмя свободными клеточками, картинки (карета, слуги, кучер, лошади), магнитная азбука, костюм Золушки, хрустальная туфелька, волшебная сумочка.

Ход занятия

Ведущий (В.). Дорогие ребята, сегодня в гости к нам придёт одна сказочная героиня. А что за героиня, вы догадаетесь, если вспомните, как с помощью туфельки нашёлся её принц. Правильно. Это хорошо, что вы помните эту чудесную сказку и милую прекрасную Золушку. Но злая мачеха не пускает её. Она задала ей столько работы, что одной ей не управиться. А её тётушка-волшебница уехала далеко-далеко за высокие горы, за синие моря. Что же делать, ребята? Давайте поможем Золушке. Для этого нужно выполнить несколько заданий.

1. Вначале давайте поможем Золушке разобрать фасоль и горох. Ответьте на вопрос: какие бывают звуки? (Гласные и согласные.) А согласные какие бывают? (Твёрдые и мягкие, глухие и звонкие.) Разберите слоги на твёрдые и мягкие. Составьте слова с ними.

2. Чтобы выполнить следующее задание, нужно отгадать загадки и решить кроссворд. Если вы правильно решите кроссворд, то узнаете, что должна приготовить Золушка к приходу мачехи и сестёр:

Под крышей суп да каша, а в крыше ручка. (Кастрюля.)

Что это за крыша? (Крышка.)

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка.)

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне.

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Сварились щи, шипят блины

До завтра солнца не нужны. (Плита.)

3. Упражнение «Цветы»

Цель: развитие творческого воображения, выразительности движений.

Описание игры. Золушка сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изобра­жают цветы, которые растут от хорошего ухода и тянутся к солнышку.

(В данном упражнении дети могут изображать конкретные цветы, которые они выберут.)

4. Подберите продукты, из которых Золушка сможет приготовить кашу. (Дети находят на столе карточки со словами: «масло», «молоко», «соль», «сахар», «вода», «гречка».)

5. Помогите Золушке сварить «кашу» (звуковой анализ слова «каша»). Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Назовите первый и второй слоги. На какой слог падает ударение? Уберите звук «К»… (Дети выполняют задание.)

В. Молодцы, ребята, справились с заданием!

6. На запах нашей вкусной каши прибежала мышка. Давайте её тоже чем-нибудь вкусненьким угостим, чтобы слова начинались со звуков «С» (сыр, семечки, сало), «К» (колбаса), «З» (зерно), «Х» (хлеб), «Б» (батон).

7. Упражнение «Огород».

Цель: развитие творческого воображения, выразительности движений.

Дети одевают маски овощей и изображают их. Помогают Золушке собрать овощи с огорода.

8. Дети, вам нравится Золушка? Какая она, скажите предложения. Сколько слов в этом предложении? Нарисуйте схему этого предложения. Как ещё можно сказать про Золушку? (Золушка красивая, Золушка нарядная, Золушка добрая.) Золушке будет приятно услышать такие красивые слова.

В. Поможем Золушке выполнить работу по дому? (Поможем!)

9. Игра-имитация «Поможем Золушке».

Цель: развитие выразительности движений.

В тазик воду наливаем,

Порошочка насыпаем.

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно потрём,

Постираем, пополощем.

Отожмём её, встряхнём.

А потом легко и ловко

Всё развесим на верёвке.

А пока одежда сушится

Мы погреемся, покрутимся.

10. Ребята, у Золушки есть друг. Он не волшебник, а только учится. И мы тоже будем учиться и постараемся превратить одни слова в другие. Я сейчас поколдовала, и у меня образовалось слово, например, «Сок». И вы тоже попробуйте заменить гласную, чтобы получилось другое слово («сук», «сыр»). А теперь поколдуем с согласными, например: «дочка» («бочка», «почка», «точка»).

11. Игра-имитация «Волшебные превращения».

Цель: развитие творческого воображения.

В. Наши чудесные превращения не закончились. Перед вами слоговая таблица. Прочитайте слоги и составьте по таблице слова («лошади», «сало», «дорога», «сады», «сома», «Рома», «Дима», «рога»).

12. А теперь выберите названия предметов, которые использовала волшебница, чтобы отправить Золушку на бал. (На столах лежат карточки с разными словами («ящерицы», «тыква», «мыши», «крысы»). Детям необходимо отобрать и принести нужные. Во что превратились эти предметы? (Тыква — в карету, мыши — в лошадей и т.д.) Покажите, кем они были и какими стали…

13. Помните, как волшебница в сказке превратила старое платье Золушки в новый, красивый наряд? Она это сделала с помощью волшебной палочки. А мы с вами руками выполним последнее задание — из слогов составим слова, которые использовались в этой сказке («Золушка», «туфелька», «платье», «мачеха», «волшебница», «сказка»).

Входит Золушка.

Золушка. Молодцы, ребята, что вы помните эту чудесную сказку. Давайте с вами поиграем. (Дети импровизируют под песню «Добрый жук»). Ребята, вы сегодня хорошо постарались, выполнили много интересных заданий. И от меня вам подарок — хрустальная туфелька.

Вместе с Золушкой и ведущим дети кружатся в танце под весёлую и чарующую мелодию.

Янковская Л.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх