В каком возрасте начинать обучение чтению в детском саду, используя методику Глена Домана?

Дети 3-летнего возраста способны справиться с этой задачей. В более раннем возрасте внимание детей отвлекается на сверстников, воспитатель еще не воспринимается как родной человек, отвлекает и предметная среда группы. А в 3-летнем возрасте дети не отвлекаются на предметную среду, достаточно привыкли к воспитателю, т.к. сейчас родители определяют детей в детский сад в 1,6 — 2 года. Первый год жизни в детском саду, т.е. с 2 до 3 лет, характерен тем, что мы делаем упор на развитие двигательной активности, учитывая весьма ограниченное пространство комнаты, где ребенок находился до 2 лет и привык двигаться один, а не группой.

Для начала необходимо изготовить учебный материал. Это карточки — полоски из белого картона размером 10х50 см. Мы изготовили их всем коллективом в количестве 300 штук. Затем написали на них слова печатным шрифтом (делал это один человек, чтобы шрифт везде был одинаковым). Для начала выбрали самые знакомые детям слова, приятные для их восприятия:

  • мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя;
  • сок, апельсин, банан, яблоко, молоко, вода, хлеб, мороженое;
  • велосипед, грузовик, кукла, мяч, ведро, совок, кубик, пирамидка.

Написали их красной краской, высота букв — 7,5 см, толщина шрифта — 1,5 см. Размещать слово на карточке нужно так, чтобы оно было окаймлено полями в 1,5 см — это необходимо для того, чтобы пальцами не закрывать часть буквы. Оборотную сторону карточки надо подписать для того, чтобы экономить время, не заглядывая на лицевую сторону карточки.

Затем, не изменяя цвет, шрифт и размер букв, пишутся слова, обозначающие части тела (толщина шрифта 1 см):

  • рука, колено, ухо, нос, рот, лицо, голова, ладонь, туловище, шея, спина, волосы, ступня, язык, глаз, брови, губы, палец, живот и т.д.

Слова, обозначающие знакомых животных: слон, кошка, жираф, обезьяна, тигр, собака, белка, лиса, волк, медведь и т.д.

Насекомые: бабочка, стрекоза, муха, паук, муравей и т.д.

Овощи: помидор, огурец, капуста, кабачок и т.д.

Растения: дерево, гриб, цветок, трава, кустарник и т.д.

Корнеплоды: морковь, свекла, репа и т.д.

Ягоды: смородина, клубника, малина, виноград и т.д.

Продукты питания: суп, конфета, печенье, макароны, сахар, чай и т.д.

Виды деревьев: береза, клен, липа, сосна, ель и т.д.

Проблему домашнего словаря (стул, стол, окно, стена, шкаф) решили следующим образом: написали данные и другие слова (цвет, размер букв и толщина шрифта прежние), разместили их в группе (на двери на уровне глаз ребенка прикрепили карточку со словом ДВЕРЬ и т.д.).

Это позволяет играть с детьми в игры: «Путаница», «Слово заблудилось», «Ветер-проказник» (сдул все слова, а дети возвращают их на места, предварительно узнав — прочитав их). И представьте себе — не ошибаются!

Далее мы перешли к черному цвету шрифта, оставив прежними размер карточек, высоту букв и толщину шрифта. Написали слова, обозначающие предметы одежды и обуви: платье, брюки, туфли, рубашка, ботинки и т.д.

Игрушки: юла, флажок, конструктор, мозаика и т.д.

Транспорт пассажирский: троллейбус, автобус, самолет и т.д.

Грузовой: самосвал, баржа и т.д.

Цветы луговые, садовые: незабудка, ромашка, василёк, ландыш и т.д.

Внимание! Вы заметили, что в данной группе слов мы изменили только цвет шрифта, остальное все оставили прежним, т.к. нельзя делать два изменения одновременно: дети должны привыкнуть к изменениям.

Ввели слова, обозначающие действия (глаголы):

мыть, прыгать, плавать, рисовать, читать, убирать, работать, танцевать, стирать, лепить и т.д.

Это позволило играть с детьми в игру «Найди нужное слово». (Девочка взяла карандаши, лист бумаги и собралась… Дети находят нужное слово из 5 предложенных и т.д.)

Далее, оставив черный цвет, высоту шрифта 7,5 см и размер карточек 10х50 см, предложили детям слова, обозначающие окружающую действительность: дорога, мост, площадь, тропинка, улица, озеро, картина, утро, лед, дождь, снег, погода, дом и т.д.

Ввели имена прилагательные: солнечный, открытый, глубокий, стройный, высокий, пасмурный и т.д.

Затем использовали карточки со словами, обозначающими названия основных цветов. Это самая простая и полезная группа слов, которая легко усваивается детьми и является подготовкой и переходом к изучению словосочетаний.

На оборотной стороне карточки наклеили квадрат из цветной бумаги размером 10х10 см., обозначающий написанный на карточке цвет. Затем, когда дети усвоили эти цвета в играх «Цветик-семицветик», «Найди такой же цвет и назови», «Сделай пары», мы предложили им образовать словосочетания в игре «Что бывает оранжевым?» Дети выбирали из предложенных пяти карточек одну, на которой написаны слова: огурец, картофель, апельсин, виноград, яблоко.

Выбрав нужное слово, соединяем две карточки вместе (оранжевый апельсин). Так же поступаем с другим цветом и предметами (желтый банан, зеленый огурец, белый снег и т.д.). Эта работа вошла в нужное русло не сразу. Поскольку все занятия с детьми проходили весело, активно, у детей возникало желание побаловаться, посмеяться, поэтому были и смешные словосечетания (зеленая собака, красный крокодил и т.д.). Чтобы поддержать интерес детей к составлению словосочетаний, ввели игры «Чего на свете не бывает», «Сказочные животные», «Нелепицы». Главное, что детям было весело, и они могли составить словосочетания и прочитать — узнать их.

Цель была достигнута: дети вдруг поняли, что из комбинации двух знакомых слов возникает новое понятие, и были очень довольны, что узнали давно прочитанные слова.

На словосочетаниях задержались до тех пор, пока детям было интересно составлять новые, этим самым открывая и новые понятия. Не теряя времени, мы изготовили новые карточки, длина которых оставалась прежней, цвет — черный, а размер букв уменьшили до 5 см, толщина шрифта 1см. Написали по два слова на одной карточке: оранжевый слон, красная малина, розовые пальцы, белая стена, коричневая ручка, голубые глаза, черные ботинки, зеленое яблоко, серая собака и т.д.

Только после этого перешли к антонимам: большой — маленький, длинный — короткий, толстый — тонкий и др.

Данные слова мы использовали в играх «Что каким бывает?» (свет, чай, хлеб и т.д.), «Противоречия» (холодный — горячий). Дети сами отыскивают нужные карточки и группируют их. Число карточек с антонимами лучше подбирать по количеству детей в группе, чтобы каждый ребенок смог найти нужные слова противоположного смысла в игре «Противоречия».

Затем переходим опять к словосочетаниям: пустая чашка — полная чашка, большой стул — маленький стул и т.д.

К концу второй младшей группы мы с детьми дошли до составления простых предложений: мама стирает, мальчик рисует и др.

Детям были предложены сюжетные картинки, по которым они сами составляли предложения. Воспитателю оставалось записать их за детьми и на следующий день предложить детям уже готовые книжки. Размер книги — 20х45 см. Страницы с текстом (простым предложением) предшествуют картинке. Цвет шрифта черный, высота букв — 5 см, толщина шрифта уменьшается, т.к. книги на ксероксе изготавливаются по количеству детей, и они рассматривают их достаточно близко. К концу второй младшей группы дети уже имеют свои книги, умеют читать их, составляют все новые и новые предложения.

Е. Косточко


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх