Занятие для детей по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи

Использование цветового игротренинга с детьми с ОНР

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить знания детей о цветах спектра, формировать представления о сенсорных эталонах, учить правильно образовывать и согласовывать прилагательные, обозначающие цвет; образовывать уменьшительно-ласкательную форму прилагательных, обозначающих цвет, существительных.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать умение сопровождать предметно-практические действия речью; развивать сенсорные способности детей; тренировать артикуляционную, общую и тонкую моторику;

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать культуру коммуникации, эстетический вкус.

Оборудование: разноцветные кружки и ленточки, корзинки, набор картинок «Ягоды».

Ход занятия

Организационный момент.

Учитель-дефектолог (У.-д.). Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в увлекательный поход на ягодную полянку. Чтобы нам было веселее и быстрее идти, предлагаю выполнить задание «Театр пальчиков и язычка» (сопряжённая гимнастика).

Вы будете выполнять упражнения пальчиками и языком одновременно. Когда услышите название цвета, выложите перед собой такую же ленточку.

Итак, слушайте внимательно. Однажды пальчики пошли в лес по жёлтой дорожке: топ-топ, топ-топ-топ. (Имитирование ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным, языком двигать вверх-вниз.) И взяли с собой оранжевую корзинку. (Переплетание пальцев «корзиной», язык — «чашечкой».) Подошли к зелёной опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой. (Ладони рёбрами нужно тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.) Посмотрели на синее небо. (Пальчики на руках раскрыть, как лучи солнца, язычок прижать к нёбу.) Увидели голубой ручеёк. (Руки в стороны: плавные движения от плеч к пальцам, плавное движение широким языком вперёд-назад.) Перешли через него по коричневому мостику. (Локти на столе, пальцы рук переплетаются, язык за нижними зубами.) И оказались на лесной полянке. На ней много красных ягод! (Ладони рёбрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять вверх, язык вынуть и напряженно тянуть к носу.)

Игра «Две корзинки».

Цель: согласование прилагательных, обозначающих цвет, с существительными.

У.-д. Вот мы и пришли! Как много разных ягод на нашей полянке! А у ягод есть свой секрет! Ребята, некоторые ягодки созревают летом, а другие — позднее, осенью. Давайте мы соберём ягоды, созревающие летом, в зелёную корзинку, а созревающие осенью — в жёлтую.

Дети. Это розовая малина. Она созревает летом. Я положу её в зелёную корзинку. Это оранжевая рябина. Она созревает осенью. Я положу её в жёлтую корзинку…

Игра «Необычные мешочки».

Цель: различение цветов спектра и их оттенков.

У.-д. Ребята, а вы знаете, что ягоды не сразу становятся такими яркими, красивыми и вкусными? Они созревают постепенно. Сначала они совсем светлые, потом становятся чуть ярче, а, уже полностью созрев, приобретают свой цвет.

Сейчас вы достанете из своих необычных мешочков ягодки разных оттенков. Вы должны разложить их от самой светлой до самой яркой, назвать ягодку и её цвет.

Дыхательная гимнастика «Ягодный аромат».

Цель: развитие речевого дыхания.

У.-д. Посмотрите, какие красивые и яркие у вас ягоды. А ещё они очень ароматные. Давайте покажем, как мы нюхаем ягодки.

1). Вдыхаем носиком, выдыхаем ртом.

2). На выдохе произносим «ах!»

3). На выдохе произносим: «Ах! Как пахнет!».

Игра «Самый внимательный ягодник».

Цель: умение соотносить предмет с его цветом.

У.-д. Дети, я приготовила для вас интересную историю. У каждой ягодки есть название, её имя. И очень часто название ягодке люди давали по её цвету.

Черника — от слова «чёрная».

Голубика — от слова «голубой».

Брусника — от слова «брусвяный», которое раньше означало красный.

У.-д. Перед вами лежат разноцветные кружочки: розовый, красный, чёрный, оранжевый, голубой.

Теперь я буду читать вам стихотворение. Услышав название ягоды, вы поднимете кружок цвета этой ягоды.

Мишка по лесу гуляет.

Мишка ягоды считает:

Раз — малинка,

Два — калинка,

Это — горькая рябинка.

Вот черника,

Голубика,

Это — вроде земляника .

Ягод — полное лукошко…

С нами поделись немножко!

Назовите ягоды, о которых не говорилось в стихотворении. Какого они цвета? (Клюква, калина, брусника — красные, ежевика — фиолетовая.)

Тренировка мелкой моторики.

Детям раздаются картонные карточки разного цвета с контуром ягод из пластилиновых кружочков. На каждый кружочек приклеивается фасолинка. Дети рассказывают, какая ягодка у них получилась, какая она по цвету, форме, вкусу.

Ответы детей. У меня получилась черника. Она чёрная, круглая, сладкая. У меня получилась земляника. Она красная, треугольная, сладкая. У меня получилась рябина. Она оранжевая, круглая, горьковатая….

Игра «Большая маленькая»

Цель: образование слов с уменьшительно – ласкательными значениями.

У.-д. У вас есть парные картинки с изображением большой и маленькой ягоды. Называем сначала большую ягоду, а затем — маленькую. (Черника чёрная — черничка чёрненькая; малина розовая — малинка розовенькая; земляника красная — земляничка красненькая).

Игра с мячом «Потерянное слово».

Цель: развитие умения правильно употреблять предлоги в речи.

Ход игры

У.-д. Давайте станем в круг и поиграем в игру «Потерянное слово».

Я буду говорить предложение, в котором пропущено маленькое слово (предлог), и бросать мяч. Вы бросаете мяч мне и говорите это предложение с предлогом.

Ягоды зреют… (в) зелёном лесу.

Мама испекла пирог… (с) красной брусникой.

Малина зреет… (на) жёлтом солнышке.

Чёрная ягодка черники спряталась… (под) листочком.

Бабушка сварила варенье… (из) голубой голубики.

Игра «Подбери цвет».

Цель: соотнесение цвета ягоды и цвета спектра.

У.-д. Ребята, у вас на листочке вверху разбросаны тюбики с краской. Внизу — разноцветные ягоды. Соедините тюбики с краской и ягоды соответственно цвету карандашом такого же цвета.

«Цветные загадки».

У.-д. Ребята, мы сегодня очень часто употребляли названия цветов.

Давайте проверим, сможете ли вы разгадать «цветные загадки»?

Словно небо, словно море,

Словно незабудка в поле.

Это цвет у нас какой?

Ну, конечно…(голубой).

Как весенняя листва,

Словно на лугу трава,

Словно ёлочки на склоне —

Это цвет какой? (Зелёный.)

Словно помидор и роза,

Словно щёчки от мороза,

Светофора цвет опасный.

Цвет какой? Конечно…(красный).

Словно крылышки цыплёнка,

Словно масло из маслёнки,

Лютик, что в саду нашёл ты —

Это цвет, конечно… (жёлтый).

У.-д. Что на нашем занятии было голубого цвета? Красного? Зелёного? Жёлтого? Голубой ручеёк, жёлтое солнышко, красная земляника, зелёная полянка.)

У.-д. А какие цвета не были названы в загадках? (Чёрный, синий, оранжевый, фиолетовый.) Попробуйте составить загадки о цветах спектра вместе с родителями.

Итог занятия.

У.-д. Ребята, сегодня мы ходили с вами в поход на лесную полянку. И вы отлично справились с заданиями. Мы узнали о ягодах много нового. Например, что все они разного цвета, но при этом все полезные. Особенно те, что собраны вами самими.

Олесик Т.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх