Занятие для детей с общим недоразвитием речи

Программное содержание занятия для дошкольников с общим недоразвитием речи

Образовательные задачи:

  • закрепить и обогатить знания детей о профессиях, профессиональных действиях представителей различных профессий;
  • закрепить умение образовывать глаголы от существительных;
  • учить образовывать сложные слова путём сложения корней;
  • учить строить сложноподчинённые конструкции с глаголами в сослагательном наклонении.

Развивающие задачи:

  • продолжать развивать познавательный интерес детей к миру профессий, творческое воображение;
  • продолжать развивать произвольное слуховое внимание;
  • развивать способность к установлению логических связей между предметами.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать им.

Оборудование: мяч, картинки с изображением представителей различных профессий.

Предварительная работа: дидактическая игра «Все работы хороши»; беседа «Профессии моей семьи»; отгадывание загадок о профессиях; чтение стихов о профессиях; развлечение «Все профессии важны, все профессии нужны».

Ход занятия

Организационный момент.

Учитель-дефектолог (У.-д.). Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. А куда мы отправимся, вам нужно отгадать. Послушайте, пожалуйста. Я вам буду говорить слова, а вы мне ответьте, какое слово лишнее:

  • машина, машинист, автобус, трамвай (дети выделяют лишнее слово, объясняют, почему оно не подходит к остальным);
  • кран, экскаватор, крановщик, бульдозер;
  • горчичник, таблетки, термометр, врач.

У.-д. Вспомните все «лишние» слова, которые я назвала, и ответьте, как назвать их одним общим словом? (Профессии.) А кто догадался, куда мы отправимся в путешествие? (Ответы детей.) Мы отправимся в МИР ПРОФЕССИЙ.

Основная часть.

Появляется Незнайка.

Незнайка. До свидания, дяди и тёти! (Дети исправляют ошибку.)

У.-д. Здравствуй, Незнайка!

Незнайка. Я тоже хочу в путешествие! Я хочу выбрать себе профессию! А вы уже много знаете профессий? (Ответы детей.)

У.-д. Незнайка, поиграй с нами в игру.

Игра с мячом «Я знаю пять названий профессий».

Незнайка. Ой, я даже не знаю, кем я хочу стать… Я люблю ходить в магазин и всё себе покупать… О, я буду покупателем!

У.-д. Ребята, расскажите Незнайке, покупатель — разве это профессия? (Ответы детей.) Давайте объясним, что такое профессия.

Дети. Профессия — это работа, которая приносит пользу людям и за которую платят деньги.

Незнайка. Какие вы умные! Тогда помогите мне разобраться, что является профессией, а что — нет.

Игра «Профессия — не профессия».

Условия игры следующие: если дети слышат название профессии, они высоко поднимают руки, а если слово не обозначает профессию, приседают. Если же затрудняются с ответами, педагог помогает им.

  • продавец (профессия);
  • покупатель (нет);
  • ученик (нет);
  • учитель (профессия);
  • врач (профессия);
  • пациент (нет);
  • пассажир (нет);
  • шофёр (профессия);
  • стройка (нет);
  • строитель (профессия).

У.-д. Видишь, Незнайка, наши ребята не только знают много профессий, но и какую работу выполняют люди разных профессий. Хочешь послушать их?

Незнайка. Хочу. Например, узнать, что делает лётчик?

Дети подсказывают — летает.

У.-д. Это задание для детей. Но и ты, Незнайка, должен поразмышлять. Я называю профессии, а наши воспитанники ответят, какую работу выполняют люди данных профессий:

  • строитель — (строит);
  • учитель — (учит);
  • рыбак — (рыбачит);
  • швея — (шьёт);
  • уборщица — (убирает);
  • продавец — (продаёт);
  • водитель — (водит);
  • наладчик — (налаживает);
  • плавильщик — (плавит).

Этот вопрос для тебя Незнайка. Что делает сварщик?

Незнайка. Я всё понял! Сварщик сваривает суп!

У.-д. Ой, Незнайка, ты опять ошибся! Но мы можем поиграть в игру «Исправь ошибку»!

  • Садовник работает в детском саду (садовник работает в саду, а в детском саду работает воспитатель).
  • Проводник провожает детей домой…
  • Водитель водит детей в детский сад…
  • Портниха портит одежду…
  • Каменщик делает камни и т.д.

Дети исправляют ошибки Незнайки с помощью учителя-дефектолога.

Незнайка. Ох, как я устал! Давайте отдохнём и помолчим, а ваша учительница пусть угадает, что за профессии мы ей покажем!

Динамическая пауза «Мы не скажем, а делом покажем».

Дети вслед за Незнайкой изображают профессиональные действия людей некоторых профессий. Учитель-дефектолог должен угадать действия парикмахера, дворника, балерины, певца, повара, землекопа.

Учитель-дефектолог делает вид, что не понимает, о какой профессии идёт речь.

У.-д. Ребята, а что вы делали? (Копали землю.) Как называется профессия того, кто ЗЕМЛю КОПает? (Землекоп.)

Учитель-дефектолог помогает образовать сложное слово путём сложения корней.

  • ЛЕС РУБит… (лесоруб);
  • ТРУБы ЧИСТит… (трубочист);
  • ВОДу ВОЗит… (водовоз);
  • МАШИНы СТРОит… (машиностроитель);
  • ОВОЩи разВОДит… (овощевод);
  • ЦВЕТы разВОДит… (цветовод);
  • САДы разВОДит… (садовод);
  • СТАЛЬ ВАРит… (сталевар).

Незнайка. Вот это да! Сколько много профессий есть на свете! Но я хочу выбрать самую главную! Какая же профессия самая главная? Наверное, учитель?

У.-д. Я не уверена. Ребята, давайте подумаем, что было бы, если бы не было:

  • учителей;
  • врачей;
  • строителей;
  • дворников;
  • сталеваров;
  • хлеборобов;
  • швей и т.д.

Дети отвечают, строя предложения по образцу: «Если бы не было учителей, то…» и т.д.

Незнайка. Так что же получается, нет главной профессии?

У.-д. Но ведь это же очень хорошо! Потому что…

Дети. Все профессии нужны, все профессии важны!

Незнайка. Спасибо вам, ребята! Я много узнал. Чтобы выбрать профессию, надо хорошенько подумать и много учиться! До свидания!

Дети. До свидания! Мы ждём тебя на наше следующее занятие. И с каждым разом ты будешь получать новые и новые знания.

У.-д. И нам, ребята, пора прощаться, потому что сегодняшнее путешествие по миру профессий окончено. У вас впереди ещё много времени, вы сможете, как и Незнайка, хорошенько подумать и много учиться!

До свидания, до наших новых встреч!

А. Позняк


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх