Занятие по обучению чтению детей 5-6 лет «Птицы»

Программное содержание: учить детей читать небольшие тексты; закрепить умение читать, прописывать слова по таблице и карточкам, составлять слова из кубиков; закрепить умение находить нужные числа на числовой линейке, складывать числа, считать по числовой линейке, сравнивать числа; упражнять в написании слов простым карандашом печатными буквами; расширять знания детей о птицах, воспитывать заботливое отношение к ним; воспитывать интерес к чтению, счету.

Материал: кубики, таблицы, карточки с изображениями и названиями птиц, магнитофон, запись с голосами птиц; тексты на плакатах «Кто такие птицы», «Кто как кричит», палочки, полоски с написанными названиями птиц, белый лист бумаги, простые карандаши, счетная линейка, указка.

Ход занятия

В группе над головами детей развешены игрушки-птицы (из бумаги).

В. Посмотрите, ребята, на улицу. Какая сейчас пора года? Да, наступила весна.

Воспитатель предлагает детям написать кубиками предложение «Мы рады весне». Включает запись с голосами птиц (слышится пение птиц). На фоне пения птиц читает стихотворение И. Бурсова:

Слышите, слышите?

В утренней дали

Песенки,

В небе кружась,

Зазвучали.

Песенки в солнечном небе летают,

Звонко друг дружку перебивают,

Песенки в воздухе плавно кружат,

Песенки с неба к детям летят.

В. Чьи это голоса? Вы узнали? (Ответы детей.) Каких птиц? Не узнаете? Слушайте, сейчас для вас поет чайка (звучит фонограмма).

Воспитатель предлагает детям написать кубиками слово «чайка». Аналогично слушается запись с пением птиц: вороны, синицы, дятла. Дети кубиками выкладывают названия этих птиц, пишут их по таблице.

В. А еще, ребята, какие есть птицы? Я буду писать указкой по таблице, а вы читайте. (Воспитатель прописывает по таблице: чибис, удод, трясогузка, кулик, орел, овсянка, фламинго и т. д.)

Птицы отличаются друг от друга цветом перьев, формой и величиной клюва, высотой и величиной лапок. Посмотрите, какие у меня разные птицы. (Дети внимательно рассматривают и читают названия птиц. затем дети читают без изображения птиц.) Я поставлю карточки с птицами, а вы определите, кто здесь лишний? Почему? (дети откладывают карточки с зимующими птицами в одну сторону, а с перелетными — в другую.)

В. У меня еще кое-что есть. (Взрослый показывает детям карточки с изображениями комара, мухи, лягушки, червяка, семян, крошек.) Что это такое? (Ответы детей.) Да, это корм птиц. А кто что ест, вы можете догадаться, если внимательно посмотрите на клюв птицы. Какая из этих птиц может съесть лягушку? (Аист, журавль.) А какая может выклевать из земли червяка? (Грач, сорока, ворона.) Поймать на лету мошку, комара? (ласточка, скворец.) Клевать зерна, семечки? (воробей, голубь.) Кто может перенести в клюве небольшие палки, ветки для постройки своего гнезда? (грач, сорока, ворона, аист.)

В. Птицы разные, но они похожи друг на друга. Назовите, ребята, что есть у всех птиц? (Ответы детей.) Кто же такие птицы? (дети читают плакат с текстом о птицах: «Птицы имеют перья и крылья. Птицы живут во всех уголках земли и почти все они умеют летать. Самая маленькая птица — колибри, а самая большая — страус».)

Уши у птиц расположены по бокам головы и спрятаны под перьями. У птиц две лапы с коготками, они могут хватать предметы. Когда птица машет крыльями, то перья отталкивают воздух вниз и назад так, что сама птица движется вверх и вперед. Птицы держат себя в чистоте, чистят перья, клювом втирают в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые. У всех птиц есть клюв. По его форме легко догадаться, что ест та или иная птица.

Птицы строят гнезда. Гнездо должно быть спрятано так, чтобы до него не добрались хищники. Обычно птицы строят гнезда из листьев, веточек и травы.

Птиц, которые охотятся на животных, называют хищными. Это орлы, совы, ястребы.

Некоторые птицы проводят все время на воде. Их называют водоплавающими. У большинства водоплавающих птиц короткие сильные лапы с перепонками.

В. (На фоне фонограммы с записью голосов птиц):

Песенка с песенкой

Кружатся рядом —

Прямо над домом,

Над крышей,

Над садом,

Вот они,

Вот они,

Вот…

Кто их подхватит?

Кто запоет?

Воспитатель обращает внимание на плакат с песенками птиц и предлагает пропеть их:

Чик-чирик,

Пинь-пинь,

Ци-ци-фи, ци-ци-цип,

Фи-тиу-лиу,

Федь-федь-чай-пить,

Кле-к, ле-кле.

Дети читают плакат «Кто что делает?»:

Воробей — чирикает.

Голубь — воркует.

Журавль — курлычет.

Скворец, синица, соловей — поют.

Аист — клекает.

В. А хотите, ребята, услышать сказку о птицах? (Воспитатель читает отрывок сказки И. Бурсова «Сорок сорок».)

С четырех сторон,

С сорока дорог,

Прилетело к дому

Сорок сорок.

Тут еду они увидали.

Заспорили.

Затрещали.

Выглянул дедушка из окна,

Пальцем пересчитал сорок:

Сорок! — сказал, подводя итог.

Отложила бабушка поварешку,

Не торопясь, подошла к окошку.

Долго возле окошка стояла,

Шевеля губами, сорок считала:

Восемь и семь,

И еще двадцать пять —

Сорок!

И снова стала считать:

Пятнадцать,

И двадцать,

И пять еще — там…

Сорок!

Потом,

Когда стало почти темно,

Внучка выглянула в окно.

В сумерках,

Не доверяя глазам,

Считала сорок она по голосам:

Звонкий,

Рассыпчатый,

Хрипловатый…

Шестой!…

Семнадцатый!…

Тридцать пятый!…

Считала,

Уставившись в потолок.

И объявила:

Сорок сорок!

(В сказке есть изменения, допущенные воспитателем.)

В. Ребята, сколько сторон? Сколько сорок? Покажите на линейке. Как считал их дедушка? (Дети считают по одному до сорока.) Как считала бабушка? (восемь и семь, и еще двадцать пять.)

Дети находят эти числа на линейке.

В. Сказку послушали, песенки пели, а сейчас поучимся писать названия птиц (дети палочками обводят буквы на полосках с названиями птиц — пишут.).

В. А вот книга (воспитатель показывает энциклопедию «Птицы нашей страны»). Когда вы хорошо научитесь читать, то из этой книги узнаете много интересного о птицах и животных.

Василевич Л.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх