Занятие по обучению грамоте для детей с ТНР

Звуковой анализ слов «почка» — «бочка»

Основой обучения грамоте является правильное звукопроизношение. Если ребёнок правильно произносит звуки, то у него можно сформировать фонематические представления. Заданные звуки он может выделить, различить, рассказать о местонахождении в словах.

На занятиях по обучению грамоте в группе для детей с ТНР воспитанники развивают фонематическое восприятие, уточняют или закрепляют правильное произношение звуков, формируют навыки звукового анализа и синтеза.

Произносительные умения и фонематическое восприятие необходимы для звукового анализа, в процессе которого дети учатся различать гласные — согласные, определять их последовательность, делить слова на слоги, слоги на звуки, делить предложения на слова.

На занятиях по звуковому анализу воспитанники расширяют словарный запас, выполняют упражнения на словоизменение и словообразование, развивают связные высказывания.

Задачи:

  • закрепление умения определять последовательность звуков в словах, выделять гласные — согласные, твёрдые — мягкие, звонкие — глухие, их количество, обозначение;
  • углубление знаний о словоразличительной роли звуков [п]—[б], представлений о весенних изменениях в природе;
  • различение и воспроизведение звуков [п]—[б] по акустическим и артикуляционным признакам, их местонахождение в словах;
  • совершенствование фонематического восприятия, актуализация и расширение накопленного словаря;
  • развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки, речевого дыхания, мелкой моторики;
  • воспитание умения соблюдать правила коллективного взаимодействия, чувства бережного отношения к природе.

Оборудование: схема «Признаки весны», картинки — солнышко, поляна, берлога, медведь, бочка, почка, пеньки, дупло, берёза; палочки — «стройматериалы» (40х20 см, R=20 см), демонстрационные картины для звукового анализа (50х30 см) почка и бочка, индивидуальные (24х16), фишки, буквы.

Организационный этап

Задачи: организация внимания детей, настройка на интересную, увлекательную работу; создание благоприятного отношения к занятию, тёплой атмосферы приветствия.

Основной этап.

Задачи: подведение к работе над звуковым анализом посредством лексико-грамматических упражнений, заданий, вопросов на весеннюю тематику, характеризуя звуки [п]—[б] и слова с данными звуками; развитие мыслительных операций.

Вопросы о времени года.

У.-Д. Утро… А так тепло. Уже лето? (Нет!)

А почему так ярко светит солнце? (Потому что пришла весна!)

Работа по схеме.

У.-Д. Глядя на схему, давайте расскажем о том, что происходит в природе весной. Назовём признаки весны.

  1. Весной ярко светит солнышко, посылает на землю лучики.
  2. Тают, капают сосульки.
  3. Журчат, булькают, текут ручьи.
  4. Птицы прилетают, свистят, чирикают.
  5. Просыпаются насекомые, ползают, вылезают.
  6. Появляется зелёная травка.
  7. Появляются, распускаются почки.
  8. Пришла весна.

Вывод о том, что пришла весна (подсказывает последняя картинка схемы).

Приглашение Весны.

У.-Д. Здравствуй, милая Весна! Наконец ты к нам пришла!

Входит девочка (Весна) в зелёном платье, на голове — веночек, рассказывает о себе.

Весна. Я раскрываю почки в зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна.

Зовут меня Весна.

Обращается к детям, показывает рукой на подвешенное солнышко.

Весна. Посмотрите, солнышко проснулось. Лучиками к нам потянулось. Солнцу щёчки подставляйте: правую — левую, губки обогревайте: верхнюю — нижнюю. Губками похлопайте: «п-п-п». С голосом похлопайте: «б-б-б».

Дидактическая игра «Подбери признак».

У.-Д. Подарим комплименты Весне. Весна какая? (Ранняя, тёплая, звонкая, солнечная, долгожданная, дружная, мокрая и т.д.) Подберём комплименты солнышку. Солнышко какое? (Лучистое, тёплое, ласковое, яркое, горячее, нежное, золотое, весеннее и т.д.)

Сюрпризный момент (анализ звуков [п]—[б] посредством солнечных лучиков).

У.-Д. Посмотрите, у солнышка два необычных лучика. Два лучика шире других, длиннее, ярче. В одном лучике буква п, в другом б. В них есть сюрпризики. Кто возьмёт первый лучик?

Ребёнок достаёт лучик.

У.-Д. Что в лучике? (Буква п, звук [п]). Расскажем о звуке [п]. Какой он? огласный.) Звук [п] пыхтит, а песенку спеть не может. У него нет голоса. Его почти никто не слышит. Произносится губами, поэтому он губной. Придумаем слова на звук [п].

Дети придумывают слова.

У.-Д. Я расскажу стихотворение о букве п.

Букву п в спортивном зале перекладиной назвали.

На что похожа буква п?

Дети рассказывают.

У.-Д. Кто возьмёт второй лучик?

Ребёнок достаёт второй лучик.

У.-Д. Что в нём? (Буква б, звук [б]). Дадим характеристику звуку [б]. (Согласный, звонкий, губной.) Когда произносим звук [б], голосок просыпается. На что похожа буква б? (На бочонок с краном… и др. ответы.) Придумаем слова на звук [б].

Дети придумывают слова.

У.-Д. Что общего в звуках [п]—[б]? (Оба звука согласные.) Чем отличаются? (Звук [п] — глухой, [б] — звонкий.) Какой сделаем вывод? Звуки [п]—[б] звучат похоже, но их нужно отличать.

Весеннее путешествие.

У.-Д. Отправимся на весеннюю полянку за Весной. Возьмём с собой лучики, они будут согревать, а звуки [п]—[б] будут «дежурными».

Отправляются за Весной на поляну, выполняя движения соответственно её словам:

По узенькой дорожке

Пройдут тихонько ножки.

Друг за дружкой побежали,

Но нисколько не устали.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, не спеша.

Как погода хороша!

Составление букв п — б из палочек.

У.-Д. Мы оказались на лесной поляне. Здесь лежат палочки — «стройматериалы». Разделимся на две команды. Первая команда девочек (3), вторая команда мальчиков (3).

Первая команда составит из «стройматериалов» букву п, вторая — букву б.

Составляют, сравнивают.

Сочинение чистоговорок.

У.-Д. Сядем на пеньки и будем сочинять чистоговорки. Я буду начинать, а вы — продолжать.

Па-па-па… (лесная тропа… медвежья стопа…)

Ба-ба-ба… (лесная изба… узкая труба…)

Вопросы, анализ слов — предметов, находящихся на поляне, определение твёрдости — мягкости звуков [п]—[б], их местонахождения.

Игра «Камешки — подушки».

У.-Д. Какой «дежурный» звук слышится в слове поляна? (Звук [п].) Где слышится? (В начале слова.) Как звучит? (Твёрдо.)

В слове белка слышится [б] или [п]? ([Б].) Как звучит? (Мягко.) Где, в каком слоге? (В начале слова. В первом слоге.)

Будем называть предметы, которые находятся на поляне, определять, как звучат звуки [п]—[б] . Если звучит твёрдо — показывать карточку с изображением камешка, если мягко — подушечки (пеньки, дупло, берёза, дубок).

Рассматривание берлоги.

Подходят к берлоге.

У.-Д. Что это? Скворечник? (Нет!) Улей? (Нет!) Муравейник? (Нет! Это берлога!) Что виднеется у входа в берлогу? (Бочка. Голова, лапа медведя.) Что делает медведь? (Спит.) Что в бочке? (Мёд.) Будем его забирать? (Нет! Пусть медведь доедает!) Что это? (Почка.)

У.-Д. (обращаясь к девочке). Весна! Разбуди медведя!

Весна. Медведь просыпайся, почка распустилась, посмотри!

Кладёт почку на бочку.

У.-Д. Это бочка. Это почка. Похоже звучат слова? (Да.)

Чем отличаются? (Первыми звуками.) Что такое почка? (На ветке уплотнённый комочек, в нём — листочек.) Что такое бочка? (Посуда, ёмкость для мёда, воды.)

Звуковой анализ.

Задачи: определение последовательности звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение по их качественным характеристикам, обозначение звуков.

На доске демонстрационные картины — почка и бочка, на детских столах — индивидуальные.

Фишки: красные — для обозначения гласных, синие — твёрдых согласных, зелёные — мягких согласных.

У.-Д. Предлагаю выполнить звуковой анализ слова «почка». Произнесём слово «почка» и послушаем звуки этого слова.

Сначала все дети произносят это слово, затем — по одному. После поют это слово.

У.-Д. Какой первый звук? (Звук [п].) Какой он? (Согласный, твёрдый.) Каким цветом обозначим? (Синим.) Выставим фишки синего цвета.

Один ребёнок выставляет фишки у доски, остальные — на местах. Если знают буквы, то внизу (под фишкой) выставляют букву п.

У.-Д. Узнаем, какой второй звук в слове «почка»? Что для этого нужно? (Произнести слово, послушать звуки.)

Произносим вместе слово, по одному (проведение указкой вдоль схемы слова, произнесение).

Какой второй звук слышим? (Звук [о].) Какой он? (Гласный.) Каким цветом обозначим? (Красным.)

Произнесём слово «почка» и определим следующий звук (3 раза).

Один ребёнок выставляет фишки у доски, остальные — на местах.

У.-Д. Какой звук [ч]? (Согласный, мягкий.)

Аналогично выделяем звуки [к], [а].

У.-Д. Получилась звуковая модель слова? (Да.) Сколько всех звуков в слове? (Пять.) Сколько гласных? (Два.) Сколько согласных? (Три.)

Разделим слово на слоги. (Поч- ка.) Называем первый слог. (Поч-.) Какой второй слог? (-ка.)

Сколько гласных в первом слоге? (Один.) Сколько согласных? (Два.)

Анализируем второй слог. Сделали звуковую модель слова? (Да.)

Аналогично проводим звуковой анализ слова «бочка».

У.-Д. Произнесём два слова. (Почка, бочка.) Чем отличаются слова? (Двумя звуками.)

Составим со словами предложения. (На берёзе распустилась почка. Бочка заполнена мёдом.)

Подойдём к берлоге, посмотрим, проснулся ли медведь?

Дети подходят к берлоге. Не картинке медведь сидит возле берлоги.

У.-Д. Почему медведь грустный? (Закончился мёд.) Посмотрите, бочка развалилась, рассыпались дощечки (дощечки с буквами лежат около берлоги).

Соберём медведю бочку? (Ответы детей.)

Вместе собирают.

У.-Д. Какое слово получилось? (Читают «бочка».)

Заключительный этап.

Задачи: определение результативности; формирование положительных эмоций; реализация коррекционного процесса — овладение детьми навыками учебной деятельности.

У.-Д. Встанем в круг.

Дети становятся в круг.

У.-Д. Какое задание было самым интересным? Какое задание было трудным? Что помогло выполнять задания?

Дети отвечают на вопросы.

У.-Д. Медведю тепло. И деревьям тепло. Они не замёрзнут. И мы не замерзнём. Возьмёмся за руки, почувствуем тепло рук. Почему так тепло? (Пришла весна!) Пойдём на улицу, посмотрим, распустились ли почки.

А. Лукашевич


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх