Занятие по обучению грамоте «Осень — запасиха, а зима — прибериха»

Программное содержание:

  • учить детей составлять предложение из двух слов, называть первое, второе слово;
  • формировать умение проводить звуковой анализ слова «ЛУК»;
  • продолжать учить называть слова с заданным звуком (р);
  • развивать умение в процессе закрашивания держать карандаш свободно, наносить линии в одном направлении;
  • расширять представления об осенних изменениях в природе;
  • воспитывать интерес к занятию, желание оказывать помощь персонажам.

Демонстрационный материал: демонстрационная карта-схема слова ЛУК, серые фишки, указки, набор овощей, кукла би-ба-бо «Бабушка Акулина», игрушки «белка», «ёж», картинки грибов (боровик, маслята, сыроежка, подберезовик, лисичка), декорации для оформления панорамы леса, лукошко. Магнитофон с записью музыкальной композиции «осень», кленовые листья, незаконченный портрет осени.

Раздаточный материал: карты-схемы слова ЛУК, серые фишки, силуэты листьев для закрашивания; красные, желтые, коричневые листики на каждого ребенка для рефлексии, цветные карандаши (5 цветов).

Ход занятия по обучению грамоте

— У меня для вас необычная загадка — музыкальная. Давайте её послушаем. (Слушание музыкальной композиции «Осень», дети стоят «стайкой» возле воспитателя).

— Как вы думаете, о каком времени года «рассказала» нам музыка? (об осени).

— Почему так считаете? (слышен шум дождя, ветра, мелодия грустная, и.т.д.).

— Почему осень грустная пора года? (стало холодно, часто идут дожди, рано темнеет, и.т.д.).

— Давайте составим портрет осени из осенних листьев.

— Будем составлять предложение об осени из двух слов, и приклеивать кленовый листик к ватману (на скотч).

— Послушайте, как это сделаю я.

— Я скажу предложение из двух слов « Золотая осень». Сколько слов в предложении «Золотая осень» (два).

— Назовите первое слово (золотая).

— Назовите второе слово (осень).

— Что мы делали? (составляли предложение об осени из двух слов).

— А теперь предложения составите вы.

— Молодцы вы назвали много разных предложений, и у нас получился замечательный портрет ОСЕНИ.

В. Ребята, в народе говорят « Осень — запасиха, а зима — прибериха». Почему так говорят об осени? (осенью собирают урожай, готовят запасы на зиму, а зимой эти запасы едят).

— Вот и бабушка Акулина сделала запасы на зиму (дети подходят к столу, где лежат овощи и кукла би-ба-бо «бабушка Акулина»). Давайте назовем овощи, которые вырастила бабушка Акулина (дети называю овощи, но один овощ спрятан под салфеткой — это лук). А какой овощ спрятан под салфеткой узнаем, когда отгадаем загадку.

Детям загадывается загадка про лук.

«Кто его раздевает — тот слезы проливает».

— Правильно — это лук. Сейчас садитесь за столы, и мы узнаем, сколько звуков в слове ЛУК. (Работа за столами).

— Воспитатель показывает карту-схему слова ЛУК.

— Что нарисовано? (ЛУК).

— Сколько клеточек нарисовано под луком? (три).

— Что обозначают эти клеточки? (домики для звуков).

— Значит в слове лук три звука.

— Давайте «прочитаем» слово ЛУК (дети хором произнося слово ЛУК, педагог ведет указкой под клеточками).

Образец воспитателя.

— Послушайте, как сделаю это я.

— Кто скажет слово ЛЛЛУК так, чтобы мы услышали в нем первый звук?(вызвать 2—3 ребенка).

— Покажите клеточку для звука Л, чем можно его обозначить (фишкой).

— Воспитатель на демонстрационной схеме, а дети на своих схемах обозначают звук Л серой фишкой.

— Кто скажет слово ЛУУУК так, чтобы мы услышали в нем второй звук?

— Покажите клеточку для звука У, обозначьте его фишкой.

— Кто скажет слово ЛУККК так, чтобы мы услышали третий звук?

— Покажите клеточку для звука К, обозначьте его фишкой.

— Ребята, в слове ЛУК есть звук, который можно сказать протяжно, произнесению этого звука во рту ничего не мешает — ни губы, ни зубы, ни язык. Кто отгадает, какой это звук? (Это звук УУУ).

— Давайте произнесем его все вместе.

— Ребята, а как белка готовиться к зиме? (делает запасы на зиму: собирает, орехи, грибы и т.д.).

Игровое упражнение «Поможем белочке собрать грибы»

— Давайте поможем белочке сделать запасы на зиму, но собрать в лукошко нужно только те грибы, в названии которых есть звук РРРР.

— Как называется этот гриб? (Боровик)

— Есть ли в названии этого гриба звук РРР.

— Нужно ли его класть в лукошко? (Да).

— Какой гриб еще положим в корзинку и т.д.

— Ребята, а как готовится к зиме Ёж? (утепляет свою норку листиками, сухой травкой — он готовится к зимней спячке).

Игровое задание «Поможем ёжику утеплить норку»

— Давайте поможем ёжику утеплить его норку. Постараемся и закрасим листики так, чтобы ёжику наши листики понравились. Кто расскажет, как следует закрасить листик (закрашивать в одну сторону и сильно не жать на карандаш). Воспитатель предлагает детям взять листики и сесть за столы. Детям, кто быстро справился с заданием следует предложить дополнительное задание (закрасить еще один листик).

— Смотрите, ёжик оживился, и благодарит нас за наши старания.

Рефлексия.

Итог.

Что вам понравилось больше всего делать на занятии?

Занятие по обучению грамоте подготовила: А. Лебедевская


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх