Занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Воздушные почтальоны»

Для детей средней группы с ТНР с использованием методов ТРИЗ

Задачи:

  • развивать системность мышления в процессе расширения представлений о птицах (голубь);
  • развивать ассоциативное мышление;
  • развивать диалогическую речь (самостоятельные ответы на вопросы);
  • закрепить умения использования в речи глагольной лексики, активизировать словарь признаков;
  • упражнять детей в разрешении проблемной ситуации;
  • воспитывать у детей бережное отношение не только к живым существам, но и к их среде обитания; стремление оберегать природу;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, умение выслушивать товарищей.

Материалы: макет Земли, силуэты птиц, покрытые двухсторонним скотчем (голубь), перья (предварительно обработанные).

Предварительная работа

Чтение рассказа Н. Сладкова «Покорители воздушного океана, отрывков рассказов Н. Сладкова из сборника «Покажите их мне?», сказки К. Чапека «Птичья сказка», В. Бианки «Птичьи домишки», «Самые-самые». Наблюдение за птицами на участке, за вылупившимися птенцами попугаев в экологической комнате.

Рассматривание иллюстрированной энциклопедии о птицах, «Атлас птиц».

Ход занятия

В. Ребята, давайте улыбнёмся и попробуем прикосновением ладошек передать свое тепло друг другу. А сейчас поиграем пальчиками.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Сам мизинец — малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга нам нельзя.

 

Я найду слова везде:

И на небе и в воде

На носу и на руке

На полу, на потолке,

Вы не слышали такого

— Не беда — играем в слово.

В. Давайте поищем слова в небе. Кого или что мы можем увидеть в небе? (Ответы детей.)

В. Молодцы! Я тоже нашла на небе слово. Попробуйте отгадать мою, загадку и вы узнаете, о ком я подумала.

Кто отправился в полет, в клюве весточку несет? (Голубь.)

Он может ворковать, переносить почту…

Что ещё может делать голубь? (Летать, пить, прыгать, собирать крошки, взлетать, садиться, клевать, порхать, ходить.)

Системный оператор

А теперь, с помощью нашего волшебного телевизора, давайте побольше узнаем об этой птице.

Существует много видов голубей. Видите, какие они разные! Но обо всех мы можем сказать какие они. (Быстрые, добрые, красивые, шустрые, весёлые, умные, трудолюбивые, важные, нарядные, проворные.)

Раньше голуби были воздушными почтальонами. Письмо прикрепляли к лапке голубя или вешали ему на шею, и голубь отправлялся в дорогу.

Почему человек доверяет голубю доставку почты? (Ответы детей.)

Эти удивительные птицы умеют очень точно находить дорогу и возвращаться даже издалека обратно в то место, откуда их выпускали.

А ещё, обученных голубей будут использовать для розыска и спасения людей в море. Зрение у голубей во много раз острее, чем у человека, поэтому птицы будут летать на вертолётах вместе с командами спасателей. Когда голубь увидит оранжевый флаг (сигнал о помощи), он подаст команде условный сигнал.

Давайте обратим внимание на внешний вид голубя. Что у него есть? (Голова, туловище, лапки, крылья, хвост, глаза, клюв, крылья, шея.) А что отличает птицу от других животных? (Перья, клюв, крылья.) Для чего птицам нужны перья?

Перья — «это одежда птиц». Они спасают птиц от ушибов и царапин, от холода и жары. Голубю без перьев не обойтись. Постель у него всегда с собой: перья на брюшке — перина, перья на спине — одеяло.

А для чего птицам клюв? (С помощью клюва птицы хватают и удерживают пищу, чистят перья, сооружают гнезда.)

Где мы можем увидеть голубя? (На улице, на участке, на небе, на дереве, на окне, в лесу, на крыше, по телевизору, на открытке.) Каким был голубь раньше? (маленьким, слабым, беззащитным птенцом.) Он подрос и превратился в красивого голубя. Но прошло время и как вы думаете, что могло произойти с нашим голубем? Он стал взрослым, не таким проворным, а может, просто отправился в далекое путешествие. Возможно, пройдёт много времени и появится новый вид голубей, а может быть повторится печальная история странствующего голубя, о котором я вам рассказывала. Всё будет зависеть от нас, людей, от нашего бережного отношения к природе, и к птицам в том числе.

Физкультминутка.

Грач качался в гамаке.

Гуси — в волнах на реке.

Мимо голуби летели.

И на веточку присели.

Головками кивали,

Крылья поднимали,

Веточка качается

Отлично получается.

Проблемная ситуация

В. А теперь, наступило время заглянуть в « Книгу тревоги». Что же случится, если на Земле исчезнут птицы? (Рассматривают книжку-раскладушку.)

Дети. Гусеницы погубят леса, некому будет разносить по лесам семена трав, лесных ягод, цветов. Весна без птиц будет грустная, не порадуют наши глаза их быстрый полёт, их яркое оперение. Расплодятся вредные насекомые и грызуны, опустошат наши леса и поля вредные насекомые.

Посмотрите, как много у нас голубей, давайте их оживим, подарим красивые пёрышки крылатым вестникам и отправим наших воздушных почтальонов по всему миру с призывом ко всем людям земли беречь и охранять птиц.

Продуктивная деятельность «ГОЛУБЬ» (на силуэты птиц наносим перья). Работа под музыку.

Дети прикрепляют голубей на макет Земли.

Рефлексия. Самоанализ и самооценка своей деятельности детьми.

Подводя итог занятия, даю оценку каждому ребёнку отмечаю его достижения и продвижения вперёд.

Т. Даниелян


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх