Занятие по развитию речи и ознакомлению с искусством для детей 5-6 лет

Тема: Рассматривание детьми репродукции картины К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»

Программные задачи: формировать навыки составления описательного рассказа по картине, понимание эстетической ценности натюрморта; углублять представления об изобразительном искусстве, его жанрах, о выразительных средствах; развивать творческое воображение, эстетический вкус; воспитывать интерес к произведениям изобразительному искусства.

Методические приёмы: Вступительная беседа о том, какие живописные произведения называются натюрмортами. Предложить посмотреть натюрморт К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»; речевой образец воспитателя; вопросы по сюжету картины; чтение стихотворения-загадки; подсказка нужных слов; исправление ошибок; творческие задания.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вспомните, как называется картина, где изображены предметы быта, цветы в букете, орудия труда, книги, посуда, снедь, т.е. всё, что создано человеком и природой.

Дети: Натюрморт.

Воспитатель: Я предлагаю вам рассмотреть представленные на выставке натюрморты…. Если мы внимательно рассмотрим их, то многое можем узнать о тех предметах, которые изображены художником, и иначе начинаем относиться к этим вещам, так как многие из них созданы руками человека и природой.

Воспитатель: Обратите внимание на натюрморт К. С. Петрова-Водкина. В этом натюрморте предметы говорят не о себе, а о своём хозяине, как бы рассказывают о нём. Смотришь на изображение и думаешь, что хозяин этих вещей отошёл на минутку и сейчас вернётся.

Сегодня мы с вами более внимательно рассмотрим этот натюрморт.

Вопросы к детям:

Что художник изобразил на этой картине? Расскажите о предметах…

(Стол занимает всю картину художника. В стеклянной банке на столе стоит букет полевых цветов: колокольчики, ромашки, стакан чая на блюдечке, на котором лежит чайная ложечка. Посередине стола лежат два куриных яйца, которые отражаются в большом металлическом чайнике. На краю стола — спичечный коробок и круглый фонарик).

Что можно сказать о нарисованном на картине?

(Все предметы чистые, приготовлены для завтрака, на столе порядок и чистота).

Что красивого художник увидел в этих предметах?

(Металлический чайник начищен до блеска, в нём отражаются два куриных яйца, лицо хозяина; красивый приятный букет цветов, который сорван, видимо, во время утренней прогулки).

Как вы думаете, почему художник расположил предметы в таком порядке: чайник и рядом два яйца, стакан с чаем, за ним положена ложка; деревянный стол, а на его фоне букет васильков и колокольчиков?

Можем ли мы по этим вещам узнать что-либо о человеке?

Расскажите, что каждый предмет говорит о хозяине.

(Конечно, можем. Об этом нам и рассказывают изображённые предметы.

Здесь живут аккуратные люди: металлический чайник такой чистый, что блестит как зеркало. Хозяева любят цветы и животных — значит, они добрые и приятные люди).

Кроме вещей, кто ещё изображён на натюрморте?

(Собака сидит перед столом и смотрит на своего хозяина, который, наверное, сидит напротив за столом, но мы видим только его отражение.)

Какой изображена собака? (Печальная, грустная) А почему она такая печальная? (Возможно кто-то из семьи уехал или ушёл, а собака грустит о нём) Как бы вы назвали эту картину? («Утро», «Завтрак», «Перед завтраком», «Утро на даче» и т.п.) Ребята, я хочу вам предложить ещё внимательнее посмотреть на эту картину и определить: какие цвета использовал художник в натюрморте? (Тёплые: светло-коричневые, розовые, жёлтые) В этом нам поможет игра «Подбери цвет» (дети отбирают цветные карандаши в соответствии с теми цветами и оттенками, которые присутствуют в натюрморте). Дети объясняют свой выбор.

Воспитатель: Какое у вас возникло настроение при рассматривании картины? (Радостное, грустное, весёлое, хорошее, замечательное, приятное, немного грустное и т.п.)

Воспитатель: Я придумала, на мой взгляд, очень интересный рассказ по картине. Послушайте, пожалуйста. Образец рассказа: Свою картину КС. Петров-Водкин назвал «Утренним натюрмортом». На деревянном столе без скатерти стоит в стеклянной вазе с водой букет полевых цветов. Цветы свежие. В стакан налит чай, на блюдце лежит чайная серебряная ложечка. Мы видим её сквозь стеклянный стакан. Приготовлены для завтрака два куриных яйца. Мы смотрим на эти предметы, словно видим их в первый раз. Даже спичечный коробок кажется красивой и серьёзной вещью. При написании натюрморта художник использовал тёплые тона: светло-коричневый, жёлтый, розовый. Ему очень симпатичны предметы, которые он изобразил. Картина красочная и понятная, прозрачные, лёгкие цвета вызывают у нас состояние тихой радости и немножко грусти. В конце занятия воспитатель оценивает ответы, монологи детей, привлекает к анализу самих детей.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня познакомились с одним из лучших натюрмортов русского художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, это не единственная картина этого художника, он создал много великолепных натюрмортов и других картин, с которыми вы познакомитесь позже в школе, на выставках, в галерее.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх