Занятие по развитию речи и ознакомлению с изобразительным искусством «Ах, натюрморт!»

Программное содержание:

  • закреплять знания детей о жанре натюрморт;
  • учить детей замечать цвет и оттенки, которые художник использует для изображения плодов и цветов; замечать красоту картины, выделять средства выразительности;
  • развивать внимание, упражнять в узнавании мелких деталей натюрморта;
  • вызывать чувства эстетического наслаждения от созерцания картины, учить чувствовать настроение художника.

Материал: репродукции картин: И. Хруцкий. «Цветы и плоды», «Овощи и грибы»; В. Жолтак. «Сухие цветы».

Ход занятия по развитию речи

В. Сегодня наше занятие будет проходить в Художественном музее! Вспомните, какие картины вы рассматривали в музее? Какие бывают картины? (Пейзажи, портреты.)

Что рисует художник на пейзажах? (Природу.) А что рисуют на портретах? (Людей.) Сегодня мы увидим другие картины!

Воспитатель подводит детей к натюрморту «Цветы и плоды».

Что изображено на этой картине? (Цветы, овощи, фрукты.) На этой картине нарисованы цветы, они живые, но срезаны в букет. Яблоки и персики сорваны, а не висят на дереве. Кто знает, как называется такая картина, где нарисованы предметы? (Натюрморт.)

Что привлекает ваше внимание в этом натюрморте? (Много красивых фруктов, цветов.) На чем расположены все эти предметы? (На столе.)

Посмотрите, что лежит на столе справа? (Персики и абрикосы.) Как вы думаете, какие они? (Желтые, круглые, сочные, аппетитные, спелые и т. д.) Какие краски использовал художник, чтобы передать зрелость фруктов? (Желтый, оранжевый, коричневый, красный, розовый.) То есть все теплые оттенки!

Что еще говорит о том, что эти фрукты зрелые? (Один из абрикосов разломан, хорошо видна его зрелая мякоть и косточка.) Какие чувства хотел вызвать художник, изображая эти фрукты? (Каждый персик как будто говорит: «Какой я зрелый, сочный, сладкий! Попробуйте меня!»)

Обратите внимание на левую часть картины. Что вы видите? (Корзина, наполненная виноградом.) Какой виноград? Как художнику удалось показать спелость винограда? (Он прозрачный, кажется, что видны его косточки, ягоды блестят, сверкают янтарными оттенками.) Что подчеркивает свежесть винограда? Давно ли сорвали эти ягоды? (Недавно, потому что на ветках его листья еще не завяли.)

Почему одна из кистей винограда лежит на столе? (Его много в корзине, не помещается весь.) О чем хотел сказать художник, рисуя так много винограда в корзине? (Очень богатый урожай.)

Какие чувства вызвали эти плоды у самого художника? (Восторг, восхищение, радость от богатства только что собранного урожая.)

Обратите внимание на букет цветов! Какие это цветы? Кто больше назовет цветов в вазе?

В каких тонах художник нарисовал цветы? (Все цветы в теплых тонах.) Почему выбраны такие краски? (Осенью цветы и многие растения приобретают именно такую окраску.) Такие цветы хорошо дополняют фрукты на столе.

В какой вазе стоят эти цветы? (Это кувшин.) Из какого материала он сделан? (Он керамический, сделан из глины или деревянный.) О чем говорит такой кувшин? Почему хозяин поставил такой красивый букет в кувшин? (Может быть, он спешил или любит такие кувшины и т. д.)

Теперь представьте, что вы стоите возле этого стола — что вы ощущаете? (Аромат, приятный запах от цветов и фруктов.) Что бы вы хотели попробовать с этого стола?

Как вы думаете, на что хотел обратить внимание художник, рисуя эту картину? (Он хотел подчеркнуть богатство осенних даров природы.)

Кто вырастил и собрал эти дары? Можно ли сказать, что этот натюрморт о труде людей, которые вырастили такое богатство?

Что еще на картине говорит о присутствии человека где-то рядом? (Стакан с недопитой водой, разломанный персик.) Почему художник нарисовал эти предметы? (Чтобы показать, что человек много трудился, собирая урожай, хотел пить, но у него еще много работы, и он недопил воду, ушел.)

Какое настроение вызывает эта картина у вас? Как бы вы назвали ее? Автор — Иван Хруцкий — назвал свой натюрморт «Цветы и плоды». Он рисовал и пейзажи, и портреты, но больше всего он любил рисовать натюрморты.

Сейчас посмотрите еще одну картину И. Хруцкого. Она называется «Овощи и грибы». Однажды художнику в подарок принесли корзину с грибами. Грибы были такие свежие и красивые, Иван Хруцкий так радовался этой красоте, что захотел сохранить ее, нарисовать картину.

Как вы думаете, кто мог принести художнику эти грибы? (Знакомый, друг, лесник и т. д.)

Вы собирали когда-нибудь грибы? Какие?

Какие грибы вы видите в этой корзине? Опишите их. (Свежие, большие, красивые.) Что подчеркивает свежесть грибов? (Их ножки еще не очищены от земли, шляпки блестят и т. д.)

Что еще вы видите рядом с корзиной? (Много овощей, фруктов, птица, рыба на блюде.) Какие они все? (Свежие, сочные, красивые, яркие и т.д.)

Заметили ли вы монетки на столе? Откуда они могли здесь взяться? Мог ли один человек сразу собрать и урожай фруктов, овощей, поймать рыбу, птицу, собрать грибы в лесу?

Может быть, хозяин ждет гостей, вернулся с рынка с богатыми покупками и т. д. Придумайте свою историю этого натюрморта!

Примерный рассказ воспитателя:

«Однажды нечаянно Иван Хруцкий заглянул на кухню. У него была большая семья, и жили они в небольшом поместье на Полотчине. Увидел он этот стол и не мог высказать свое восхищение иначе, чем перенести увиденную красоту и богатство даров природы на полотно. Он хотел поделиться этой радостью, предвкушением вкусного ужина с нами. Овощи свежие, только что с грядки — любая хозяйка охотно использовала бы их сейчас для приготовления вкусных блюд. Художник очень любит природу, поэтому он постарался рыбу и птицу нарисовать в темном углу, незаметно.

На полотне преобладают в основном два цвета — зеленый и желтый. Небольшие вкрапления красного цвета — морковь, помидор — оживляют картину.

В. Обратите внимание на другой натюрморт, — воспитатель подводит детей к картине «Сухие цветы». — Чем этот натюрморт отличается от предыдущих? (Он светлый, нарисованы сухие цветы.) Поэтому он так и называется «Сухие цветы».

Перечислите, какие предметы вы видите на этой картине! Почему видно, что этот натюрморт отражает труд народных мастеров?

Какие мастера работали над созданием этих прекрасных вещей? (Мастер соломоплетения, гончар, ткачиха, садовник.)

В каких тонах написана эта картина? (Голубой, бежевый, желтый, серый.) Для чего выбраны художником такие оттенки? Какое время года можно определить по картине? (Это поздняя осень, потому что цветы сухие, уже собраны спелые груши.)

В. Но вокруг этой картины тепло, уютно. Для городских жителей очень необычно и приятно вернуться к своим истокам, предкам, к гармонии с окружающей природой, к самобытному творчеству талантливых ткачей, гончаров, резчиков по дереву. Без знания своих корней, без понимания судьбы своего народа неуютно жить человеку.

Представьте себя рядом со всеми этими предметами! Что вы слышите? (Шелестят сухие ветки, шуршит тяжелая ткань покрывала.) Какие запахи мы могли бы почувствовать? (Аромат груш, запах сухих цветов.)

В нашем детском саду есть уголок народного творчества. Какие предметы из этого уголка могли быть на таком натюрморте?

Если бы вы захотели нарисовать натюрморт, какие предметы выбрали бы для него? Почему? Как бы вы его назвали?

Л.Ладутько, С. Шкляр


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх