План занятия по развитию речи «Летом все теплом согрето»

Программное содержание: активизировать словарь по теме «Лето»; обогащать представления о жизни представителей живой природы в летний период, об играх детей и труде людей летом; стимулировать развитие речевой активности дошкольников, фонематического слуха, словесного творчества в рифмовках; тренировать правильное произношение звуков «с-з»; «ш-ж»; «л-р»; упражнять в выделении слов на заданный звук «ч»; в практическом усвоении суффиксального словообразования (-чик).

Материал: мячи одинакового размера на каждого ребенка; предметные картинки с изображением представителей живой природы.

Ход занятия по развитию речи

В. Загадка поможет вам узнать тему нашего занятия!

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я… (лето).

Вспомните песенку (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина) из известного мультфильма «Дед Мороз и Лето».

Что такое наше лето?

Лето жарким солнышком… (согрето),

Лето бурной зеленью… (одето),

Лето — это хорошо!

В. Закончите предложения:

  • Зимой холодно, а летом… (жарко);
  • Осенью сыро, а летом… (сухо);
  • Зимой мерзнем, а летом… (греемся, загораем);
  • Зной — это…;
  • Мы любим лето за…;
  • Летом нужна лейка, чтобы…;
  • Мы поливаем цветы, потому что…;
  • Летом надо надевать кепки и панамки, потому что…;
  • Летом можно долго гулять на улице, потому что…;

В. В какие игры дети любят играть летом?

Воспитатель предлагает поиграть с мячом, отстукивая ритм текста любого известного стихотворения («Чистоговорки» из сборника упражнений Л. Успенской, М. Успенского «Учитесь правильно говорить». — М., 1991 г.) на каждое слово:

Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(Велосипед.)

Летом дети плавали,

Бегали, гуляли,

Летом дети прыгали,

А после отдыхали.

Лы-лы-лы — забивали мы голы.

Лу-лу-лу — возле окон на полу.

Ла-ла-ла — не заметили стекла.

Лу-лу-лу — мы не били по стеклу.

Ла-ла-ла — вот и нет в окне стекла.

Вот веселая затея — запускать на нитке змея.

Змей летит выше берез!

Ветер змея не жалея прямо к звездочкам унес.

И. Демьянов

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

С. Маршак

В. Что случилось с мячом в стихотворении «Мой веселый, звонкий мяч»? (Он попал под колеса машины.) Где можно играть с мячом?

Наш мяч убежал от детей, покатился в необычное путешествие! Пойдем по его следам!

В слове «мяч» какой последний звук? («ч».) Назовите «друзей» мяча — слова со звуком «ч»! (часы, чубчик, чай, чашка, мальчики и девочки, солнечный луч, туча, дача, удача и т. д.)

Сразу же за оградой дачи наш мяч оказался на колхозном дворе. Кого он здесь увидит?

Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч каждому ребенку, тот ловит мяч и называет домашнее животное, возвращая мяч воспитателю.

В. Что делают эти животные в жаркий летний день?

  • Нежится на солнышке… кто? (Кот.)
  • Греется в лужице… кто? (Свинья.)
  • Прячется в тени… кто? (Собака.)
  • Ищет в грядке червячков… кто? (Курица, индюк.)
  • Щиплют травку … кто? (Кролики, козы, гуси.)
  • Далеко-далеко на лугу пасутся … кто? (Коровы, козы, кони.)

В. Назовите «друзей» мяча — слова со звуком «ч», которых он встретит на колхозном дворе! (Поросеночек, жеребеночек, теленочек, петушочек, цыпленочек, крольчата, червячок, щеночек, котеночек, козленочек, козочка и т. д.)

На лугу наш мяч увидел разноцветный ковер — из чего этот ковер? (из цветов.) Какие полевые, луговые цветы вы знаете?

Воспитатель предлагает детям поиграть с мячом в речевую игру «Я знаю пять цветочков» (каждый ребенок называет подряд ритмично пять цветов и отбивает каждое слово мячом). Повторять названия цветов нельзя.

1-й ребенок. Я знаю пять луговых цветов: одуванчик — раз, лютик — два, колокольчик — три, ромашка — четыре, незабудка — пять.

2-й ребенок. Я знаю пять луговых цветов: василек — раз, цикорий — два, гвоздика — три, мак — четыре, клевер — пять.

3-й ребенок. Я знаю пять луговых цветов: смолевка — раз, козлобородник — два, осот — три, вьюнок — четыре, мать-и-мачеха — пять.

В. Назовите «друзей» мяча — слова со звуком «ч», которых он встретит на лугу!

Носит одуванчик желтый сарафанчик, василек — василечек; ромашка — ромашечка; шиповник — шиповничек, козлобородник — козлобородничек; вьюнок — вьюночек; гвоздика — гвоздичка; ноготки — ноготочки; кислица — кисличка; мать-и-мачеха; лапчатка; чина; фиалка — фиалочка; колокольчик; перелеска — перелесочка; веретеница — веретеничка; клевер — клеверочек, репейник — репейничек и т. д.

В. Но не только цветы оживляют летний луг. Кто любит цветы на лугу? (Коровы, козы, гуси, дети.)

Каких насекомых может повстречать наш мячик на лугу? (Аналогично в игре с мячом «Вопрос — ответ».)

Летит — говорит,

А сядет — молчит. (Оса.)

В. Оса какая? (Маленькая, опасная, с полосатым брюшком.) Что умеет делать оса? (Жужжать, жалить, летать.) Расскажите чистоговорку про осу в диалоге с интонацией (воспитатель делит детей на пары либо на две подгруппы — мальчики и девочки).

Девочки. Са-са-са — летит оса!

Мальчики. Сы-сы-сы — не боимся мы осы!

Девочки. Су-су-су — видел кто из вас осу?

Мальчики. Сы-сы-сы — мы не видели осы!

В. Са-са-са — отгадайте, где оса? Расскажите, где можно встретить осу? Как называется их домик? (Гнездо.) Какие надо знать правила поведения при появлении осы около вас? (Не кричать, не размахивать руками, не убегать, стоять тихо, замереть, отогнать назойливую осу веточкой.)

Назовите насекомых — «друзей» мяча, которых он встретит на лугу — слова со звуком «ч».

Бабочка, жучок, паучок, сверчок, комарочек, пчела, стрекозочка, муравьишечка, гусеничка и т. д.

СЧИТАЛОЧКА

«Жу» да «жу» —

Слетелись в круг

Майский жук,

Июньский жук,

Жук-носорог,

Жук-плавунец,

Жук-сынок

И жук-отец,

Жужелица,

Жук-жучок —

Все попались

В мой сачок!

Дети-жуки «летают» по участку, а дети-«сачки» в парах ловят этих жуков.

В. Покатился наш мячик дальше и остановился. Он увидел посреди поля зеркало: стекло голубое, а рама зеленая. В этом зеркале отражались облака, и плескалась в нем вода… Что это за зеркало?

Дети. Это водоем!

Л. Ладутько, С. Шукляр


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх