Занятие по развитию связной речи у детей-дошкольников

Тема: «Рассматривание картины И. Шишкина «Зима»

Программное содержание: вызывать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; учить детей подбирать определения, сравнения для описания природы; учить составлять рассказы по картине, последовательно высказывая свои наблюдения, чувства, вызванные картиной; обогащать активный словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими терминами.

Предварительная работа: наблюдения за зимними явлениями в природе, чтение стихотворений А. Пушкина, И. Сурикова, С. Есенина, рассказов Г. Скребицкого, И. Соколова-Микитова о зиме, рассматривание слайдов и прослушивание музыки к теме.

Ход занятия по развитию связной речи у детей-дошкольников

Звучит «Январь» П. И. Чайковского. Педагог предлагает детям узнать, о каком времени года композитор рассказывает в своей музыке.

В. Как вы думаете, любил ли композитор зиму? Почему? А вот как А. Пушкин в стихотворении «Зимнее утро» рассказал о своем отношении к зиме:

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

А ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

В. Теперь мы с вами рассмотрим, как художник Иван Шишкин показал зиму (показывает пейзаж). Как вы думаете, нравится ли художнику зима? Как это узнать? Какие чувства вызывает у нас эта картина? Что покорило, удивило художника? (Красота зимнего леса.)

Какой лес изображен на картине? (Старый, дремучий, непроходимый.) Посмотрите на ели: что можно о них сказать? Какие они? (Огромные, большие, могучие, с толстыми стволами и с мохнатыми лапами.) Как можно по-другому назвать эти деревья? (Лесные богатыри.)

Как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что не видно верхушек деревьев? Что больше всего привлекло его внимание? (Снег в лесу.)

Подбор определений к заданным словам с наглядной опорой.

В. Какой снег изобразил художник? (Белый, пушистый, мохнатый, чистый.)

Каким вам кажется лес на этой картине? (Волшебным, таинственным, сказочным, спящим, неподвижным.) Как вы думаете, где стоял художник? Где он писал эту картину? (Близко к деревьям, потому что не видно верхушек, а только стволы.) На что больше всего художник обращает наше внимание? (На заснеженную поляну.)

Посмотрите на цвет снега: какой он? (Красивый, разный, белый с коричневым оттенком, кремовый. Там, где тени — голубой, синий, в глубине между деревьями — желтоватый.)

Прием «вхождения в картину, в образ» и психогимнастические этюды.

В. Каким мы видим настроение у зимы на этой картине? По каким признакам вы это узнаете? Какие чувства она вызывает у вас?

Послушайте стихотворение и скажите, какой цвет увидела девочка на зимнем пейзаже.

Синий цвет

Лег сугробом белый снег,

На сугробе синий след.

Будто кто-то в синьке

Выпачкал ботинки.

А за домом на снегу —

Синий домик на боку.

А из синих труб над ним

Вьется струйкой синий дым.

Н. Полякова

В. Да, белый, голубой и синий цвета очень близки. Это теплые или холодные тона? (Холодные.) Так какие еще ощущения мы можем добавить в описание зимнего пейзажа? (Ощущение холода. Зябко, морозно. Мороз щиплет кожу.)

Представьте, что вы очутились на этой поляне: что вы слышите, ощущаете? (Рассказ 2—3 детей.)

Давайте представим, что вы — снежинки! Разлетитесь, как в метель! (Дети бегают по кругу, как метель, кружатся.) Что изменилось бы в картине с появлением такой сильной метели, как вы сейчас показали?

В. Любите ли вы зиму? Какими словами вы сможете описать зиму? (Волшебная, снежная, морозная, вьюжная, зима-чародейка, зима-красавица и т. д.)

Какие стихи вы знаете о зиме? Как бы вы назвали эту картину?

Упражнения на расслабление (под музыку).

В. Посмотрите еще раз на эту картину и послушайте тихую песню морозного денька!

Звучит отрывок из пьесы А. Вивальди «Зима».

Ладутько Л.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх