Играем с детьми в развивающие игры

Формируем и развиваем ощущение, восприятие, память, внимание, воображение и мышление ребёнка

Играем с детьми до 3 лет.

Половинки

Играя в эту игру, следует помнить, что самым сложным из психических процессов является воображение. Ни одна деятельность взрослого или ребёнка не обходится без него. Первым этапом развития воображения, первой его качественной характеристикой является воссоздающий характер. Ранний возраст является благоприятным для развития воссоздающего воображения. Предлагаемая игра поможет развить у ребёнка такое воображение, внимание, память.

Вам понадобятся 24 карточки, на каждой из которых изображены половинки предметов. Для их изготовления подойдут любые предметные картинки, которые можно разрезать на две части. Ребёнку надо отыскать среди карточек нужную половинку, чтобы получилось целое изображение.

Ход игры. Взрослый показывает карточку и рассказывает, что случилось несчастье, потерялась половинка предмета. Предлагает ребёнку попробовать отгадать, что было изображено и найти потерянную половинку. Надо предлагать половинки 3—4 изображений (не более!).

Волшебное окошко

Вам понадобятся различные хорошо знакомые картинки или фотографии, больший по размеру лист бумаги с вырезанным посередине квадратом-окошком. Размер окошка должен быть не меньше четверти размера изображения на картинке или фотографии.

Ход игры. Взрослый закрывает листом с окошком картинку и предлагает ребёнку угадать, что мы увидели в волшебном окошке. Окошко можно передвигать по картинке, показывая разные части изображения.

Такой же

Вариант 1. Вам понадобится набор шаров (кубиков, цилиндров и т.п.) разного цвета и размера.

Ход игры. Взрослый показывает один предмет, называет его и признак, на который хочет обратить внимание ребёнка (например, это шар, он красный, или это кубик, он большой), и предлагает найти (собрать, выбрать, принести, сложить в коробку и т.п.) такие же. При выполнении задания важно обязательно обсудить с ребёнком его выбор, пользуясь словами «такой же», «одинаковый».

Вариант 2. На прогулке можно найти лист (камешек, каштан, палочку и т.п. предметы) и попросить ребёнка найти такой же. Дома, рассматривая с ним шкатулку с пуговицами, попросить подобрать к красной пуговице другие красные пуговицы, к большой — большие и т.п.

Играем с детьми от 3 до 5 лет.

Бусы

Вам понадобятся разноцветные и разного размера пуговицы или бусины (деревянные, пластмассовые).

Ход игры. Взрослый предлагает собрать бусы и определяет порядок их чередования. Это может быть порядок по цвету (сначала красную бусину, потом жёлтую, потом зелёную), по величине (самую большую, потом поменьше, потом самую маленькую), по величине и по цвету одновременно (самую большую красную, затем поменьше жёлтую, а затем самую маленькую зелёную). Взрослый должен обязательно контролировать процесс сбора бус и просить ребёнка проговаривать правила сбора, объяснять, почему он взял именно эту бусину, спрашивать: «Какую следующую бусину возьмёшь?», «Почему?».

Играем с детьми от 5 до 6—7 лет.

Угадай, что спрятано

Вам понадобятся любые небольшие предметы (или геометрические фигуры) разного цвета, величины, изготовленные из разных материалов, коробка с крышкой (любая другая ёмкость, куда будем прятать предмет).

Ход игры. Взрослый прячет в коробку один предмет. Объясняет, чтобы угадать, что спрятано, ребёнок может задавать вопросы о цвете, величине, материале, из которого сделан предмет, о том, к какой группе предметов он принадлежит. Но вопросы надо задавать так, чтобы отвечающий говорил только слова «да» и «нет». Например, спрятана чайная ложка. Можно спросить: это игрушка? Нет. Это геометрическая фигура? Нет. Это посуда? Да. Этот предмет стеклянный? Нет. Этот предмет пластмассовый? Нет. Этот предмет металлический? Да. Он большой? Нет. Маленький? Да. И т.д.

Когда предмет угадан, взрослый и ребёнок меняются ролями. Теперь малыш прячет предмет, а взрослый задаёт вопросы.

Похож — не похож

Вам понадобятся два любых разных предмета, две разные картинки или две разные фотографии. Играть могут взрослый и ребёнок, рассматривая друг друга.

Ход игры. Надо рассмотреть два предмета (две фотографии, два рисунка и т.д.) или посмотреть друг на друга и сказать, похожи они или нет, рассказать, чем похожи либо не похожи предметы, люди и т.д.

Запомни пару

Вам понадобятся карточки с изображениями предметов, людей, явлений природы, геометрических фигур, цифр. Все карточки надо разделить на две равные стопки и положить перед собой.

Ход игры. Взрослый одновременно берёт из каждой стопки по одной картинке и предъявляет их ребёнку, просит запомнить пару. Объясняет, что для того чтобы лучше запомнить пару, надо придумать предложение, в котором будут участвовать два предъявленных изображения. Например, показываются карточка с цифрой 5 и карточка с медвежонком. Ребёнок придумывает свою фразу: «У мамы-медведицы было 5 медвежат» или «В лесу мы встретили 5 медвежат, которые лакомились малиной», или «В зоопарке, в клетке с цифрой 5, жили медвежата» и т.п. Пара этих карточек откладывается в сторону. Предъявляется следующая пара, придумывается фраза, и пара откладывается в сторону. Первоначально предъявляются 3—5 пар. Постепенно их количество можно увеличивать.

Затем из отложенных в сторону пар предъявляется одна карточка, а ребёнку надо вспомнить, что было изображено на второй из этой пары карточке, и воспроизвести ту фразу, которая помогла ему запомнить всю пару.

Каждый плод — в свой дом

Вам понадобятся две большие салфетки овальной формы разного цвета. Будет очень хорошо, если они будут кружевными или капроновыми (прозрачными). Это надо для того, чтобы при частичном наложении их друг на друга был виден цвет обоих салфеток одновременно сами салфетки.

Кроме того, в вашем распоряжении должны быть либо натуральные овощи и фрукты, либо игрушечные их заменители, либо карточки с их изображениями. Могут быть представлены большие и маленькие зелёные фрукты и овощи (капуста, огурец, яблоко, груша, сладкий перец); коричневые (картофель, груша, киви); красные (помидор, яблоко, вишня, сладкий перец); бордовые (свёкла, редис); оранжевые (морковь, сладкий перец, апельсин, мандарин); жёлтые (лук, кабачок, тыква, груша, яблоко, сладкий перец, банан); чёрные (редька); синие (слива, баклажан) и т.п.

Ход игры. Вначале надо рассмотреть с ребёнком фрукты и овощи, назвать их, определить цвет, форму, величину.

Затем взрослый предлагает выполнить различные задания:

— На красную салфетку положить овощи, на зелёную — фрукты.

— На красную салфетку положить красные фрукты, на зелёную — не красные фрукты.

— На красную салфетку положить не зелёные овощи, на зелёную — зелёные овощи.

— На красную салфетку — все большие фрукты (овощи), на зелёную — все маленькие фрукты (овощи).

Далее задания можно усложнить:

— На красную салфетку положить красные овощи и фрукты, а на зелёную салфетку — разноцветные яблоки. Чтобы правильно выполнить это задание, красное яблоко следует положить одновременно на две салфетки. Для этого салфетки на одну четверть накладываются друг на друга, и на это место выкладывается красное яблоко.

— На одну из салфеток положить коричневые фрукты и овощи, а на другую — разноцветные груши (одновременно на двух салфетках будет лежать коричневая груша).

— На одну из салфеток положить оранжевые фрукты и овощи, а на другую — разноцветные перцы (оранжевый перец) и т.д.

Ещё один вариант усложнения задания:

— На одну из салфеток положить большие и маленькие яблоки, а на другую — все маленькие фрукты. На общей части двух салфеток окажутся маленькие яблоки.

— На одну из салфеток положить большие и маленькие помидоры, а на другую — все большие овощи. На общей части двух салфеток окажутся большие помидоры.

Можно предложить на одну из салфеток положить те овощи, которые использует мама, когда варит борщ, а на другую — те овощи, из которых готовится любимый салат и т.д.

И. Житко


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх