Игры для дошкольников для развития навыков гуманного поведения

Сказочные тропинки

Игровая задача: упражнять детей в навыках гуманного поведения; на примере героев сказок закреплять представления о таких качествах, как доброта, скромность, трудолюбие и т.д., сравнивая их с отрицательными качествами: злостью, хамством, жестокостью, ленью и др.; учить определять позицию по отношению к герою сказки.

Материал: иллюстрации с изображением сказочных персонажей, «подарок» для персонажей, грамзапись (сказки, песни).

В игре принимает участие подгруппа детей. Ведущий (педагог) обращает внимание ребят на сказочные тропинки (расчерченные мелом, выложенные строительными материалами, камешками, полосками из бумаги, лент и пр.), в конце которых расположены домики сказочных героев (в окошках домиков размещены картинки со сказочными персонажами). Дети рассматривают картинки, слушают небольшие отрывки из знакомых сказок, вспоминают их содержание, название, характер и поступки героев.

Затем ведущий с помощью считалки, жребия определяет первого играющего — ребенка, который сделает выбор, определит свою позицию по отношению к герою сказки. Этому играющему взрослый дает подарок, который нужно вручить персонажу с положительными нравственными установками, пройдя по одной из тропинок. После вручения ребенком подарка сказочному персонажу, ему предлагают мотивировать свой выбор, к обсуждению можно подключить подгруппу ребят. Затем игра продолжается с другим ребенком.

Примечание. В качестве игровых персонажей могут быть использованы герои следующих сказок: «Три поросенка», «Крошечка-Хаврошечка» (три сестры), «Золушка» (три сестры), «Царевна-лягушка» (три брата и три невестки), «Конек-Горбунок» (три сына) и т. д.

Незнайкин мяч

Игровая задача: развивать ориентацию детей в нравственных понятиях, сообразительность, быстроту мышления.

Материал: мяч, шляпа Незнайки.

Ведущий (на первом этапе организации игры роль ведущего выполняет взрослый) надевает атрибуты костюма сказочного персонажа и предлагает детям встать в круг и помочь Незнайке отыскать нужные добрые слова.

Первый вариант: ведущий находится в центре круга, называет какое-либо нравственное понятие и бросает мяч одному из играющих. Ребенок должен поймать мяч и в ответ назвать понятие, противоположное по смыслу (антоним), быстро возвратить мяч назад ведущему (например, хорошо — плохо, добро — зло, грубый — ласковый, друг — враг и др.).

Второй вариант: та же игровая ситуация, но задание меняется: ребенок в ответ должен назвать синонимичное понятие и возвратить мяч назад ведущему (например, добрый — хороший, замечательный, ласковый, прекрасный и т. д.).

Третий вариант: ведущий называет сказочный персонаж, который ребенок должен охарактеризовать, используя нравственные понятия (Нуф-Нуф — трудолюбивый, добрый, находчивый, смелый и т. д.).

Волшебные слова

Игровая задача: закреплять значение «волшебных» слов, вызывать интерес к их применению в конкретных ситуациях.

Материал: карточки с изображением разнообразных ситуаций: «День рождения», «В транспорте», «В театре», «В магазине», «У врача», «В парикмахерской», фишки.

Ведущий предлагает ребятам рассмотреть карточку с изображением конкретной нравственно-этической ситуации и просит назвать как можно больше уместных «волшебных» слов.

Первый вариант: первоначально в роли ведущего выступает взрослый, который последовательно показывает карточки всем детям; выигрывает тот, кто называет большее количество «волшебных» слов (каждое слово награждается фишкой).

Второй вариант: ведущий раздает карточки каждому ребенку. Выигрывает тот, кто назовет как можно больше «волшебных» слов по данной ситуации.

Третий вариант: ведущий предлагает детям вспомнить сказки, в которых герои произносят «волшебные» слова.

Четвертый вариант: ведущий намеренно искажает интонационную окраску, произнося «волшебные» слова в конкретной этической ситуации. Выслушав, ребенок должен исправить и верно передать интонацию фразы.

Приют «Старая игрушка»

Игровая задача: упражнять детей в навыках гуманных отношений; развивать эмпатию, эмоциональный отклик на состояние другого и руководствоваться ими в собственном поведении.

Материал: старые игрушки.

Ведущий рассказывает детям, что в детский сад пришла посылка со старыми игрушками. Он предлагает открыть приют «Старая игрушка» и уточняет значение слова «приют». В посылке находится письмо, в котором сообщается, что эти игрушки брошены хозяевами. Ведущий и дети рассматривают игрушки. Педагог настраивает ребят на эмоциональное сочувствие и сопереживание им, дает установку на выражение гуманных чувств. Каждый подходит к игрушке, говорит ласковые слова, успокаивает ее и т. д.

Во второй части игры ведущий может предложить детям отремонтировать, почистить игрушки, взять их в группу, выбрать и оборудовать место, где они будут жить.

Каминская С.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх