Игры по изучению шахматной азбуки дошкольниками

«КТО  СПРЯТАЛСЯ?»

Цель: развивать детскую память, упражняться в назывании фигур.

Описание:

Первый вариант.

Взрослый вызывает ребенка, предлагает ему убрать любую фигуру с шахматного  поля, после того, как дети закроют глаза. Дети отгадывают, какой фигуры не хватает в построении, кто исчез.

Второй вариант.

Ведущий тихо, на ухо ребенку называет определенную фигуру, которую он должен убрать с доски. После этого все открывают глаза.

Третий вариант.

Убирается уже не одна, а две, три фигуры, в зависимости от уровня навыков детей.

«ЖИВЫЕ ФИГУРЫ» (игра проводится под музыку.)

Цель: развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, упражнять в запоминании, назывании порядка построения шахматных фигур перед началом партии.

Описание: у каждого из детей — карточка с изображением шахматной фигуры. По желанию кто-то из детей имитирует ветер. Ведущий предлагает вообразить ситуацию, когда налетевший ветер перевернул шахматную доску, шахматы рассыпались во все стороны.

Звучит музыка, дети врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, бегают по залу. После сигнала сбора «шахматные фигуры» становятся на свои места, выставляя карточки перед собой.

«ВОЛШЕБНАЯ ФИГУРА»

Цель: учить детей узнавать шахматные фигуры на ощупь, упражнять тонкую моторику.

Описание: ведущий двигается по кругу с коробкой фигур, дети по очереди закрывают глаза, вынимают фигуру, обследуют ее и называют.

Пусть темнота, и нету света —

Узнай фигуру, та иль эта?

«ФИГУРА ЗАБЛУДИЛАСЬ»

Цель: упражнять детей в описании характеристик шахматных фигур, воспитывать умение слушать товарищей, развивать воображение, мышление, сообразительность.

Описание: ведущий показывает шахматную доску в сложенном состоянии, внутри нее находится какая-то фигура, она «заблудилась». Для того, чтобы освободить фигуру, нужно назвать ее с помощью вопросов, ответы на которые ведущий дает в форме «да-нет».

«ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»

Цель: развивать воображение, логическое мышление.

Описание: игра проводится по типу игры «Фигура заблудилась», но с усложнением — в «Черном ящике» может находиться карточка с «заблудившейся» латинской буквой или буквенным изображением какой-либо шахматной фигуры, другой предмет, нужный шахматисту. Поэтому вначале дети должны задать вопрос на выяснение, из какого материала сделан неизвестный предмет.

«ЧЬИ СЛЕДЫ?»

Цель: упражнять в знании ходов шахматных фигур, развивать воображение, смекалку, умение ориентироваться в схемах.

Описание: ведущий показывает одну за другой карточки-схемы ходов шахматных фигур. При правильном ответе карточка разворачивается обратной стороной, где фигура обозначена буквенно или изображена.

«СПАСАТЕЛИ»

Цель: упражнять детей в определении местонахождения шахматной фигуры с помощью сведения вертикали от латинской буквы и горизонтали от цифры и наоборот (вертикали к латинской букве и горизонтали к цифре). Развивать зрительную координацию, используя нотацию.

Описание: ведущий напоминает детям об игре с корабликом в море, который подает сигнал SOS и просит помощи.

Где-то кораблик

В шахматном море

Просит о помощи,

Терпит беду.

Буква латинская

С цифрой знакомится —

«Мчитесь, спасайте

На полном ходу!».

Точно так же вместе с ведущим дети учатся четко  называть местонахождение шахматной фигуры, которую необходимо переставить или защитить.

Ребята по очереди называют координаты фигуры, переставляют ее в другое место, а следующий участник игры называет «адрес».

«ПОСТРОЕНИЕ»

Цель: упражнять детей в расстановке фигур в начальное положение, знакомить детей с основными правилами шахмат.

Описание: ведущий предлагает каждому из участников шахматного кружка поставить по две фигуры на шахматную доску, назвав место, используя шахматную нотацию.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Цель: учить изображать шахматные фигуры графически с помощью букв.

Описание: ведущий называет фигуру, ребенок с помощью карандаша или мелка пишет букву, которой она обозначается.

«СОТРИ БУКВУ»

Цель: развивать внимание, тренировать зрительную память.

Описание: ведущий предлагает каждому из участников (по кругу) стереть с доски ту букву, которая обозначает названную фигуру (буквы прописаны заранее мелом на доске).

РИСОВАНИЕ ФИГУР ПО ОБРАЗЦУ

Цель: воспитывать умение действовать по образцу, развивать тонкую моторику, память.

Описание: взрослый предлагает ребятам нарисовать определенную шахматную фигуру с условием: стирать резинкой нельзя, если рисунок не получится, рисовать рядом.

Часто фигуры просят и твердят:

«Миленький дружочек, нарисуй меня!»

«КТО ХОДИТ?»

Цель: развивать зрительную память, ориентировку, тонкую моторику, воспитывать умение разбираться в схеме.

Описание: взрослый предлагает с помощью стрелок изобразить ходы какой-либо фигуры, в результате получается схема из горизонталей, вертикалей или диагоналей. По желанию детей рядом изображается эта фигура или ее буквенное обозначение.

«ДОРИСУЙ ПОЛОВИНКУ» (с трафаретами)

Цель: воспитывать умение работать с трафаретами, развивать внимание, память, тонкую моторику.

Описание: взрослый предлагает обвести половинку фигурки и дорисовать недостающую часть.

«ХОДИТ-БЬЕТ»

Цель: упражнять детей в правильных ходах каждой шахматной фигуры, развивать память, внимание, ориентировку.

Описание: каждый из участников кружка делает ход фигурой (по кругу). Ходы обсуждаются, проговариваются вслух.

«КОРРЕКТОР» (Тест)

Цель: выявление скорости распределения и переключения внимания, его объема и устойчивости.

Описание: ребенку предлагается карточка с латинскими буквами или буквами-названиями шахматных фигур (1 — 2 строчки). Перед началом выполнения задания (зачеркивания заданного элемента) дается способ зачеркивания.

«ДОРИСУЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»

Цель: определение скорости переключения и распределения внимания, закрепление ориентировки в вертикалях, горизонталях, диагоналях, развитие внимания, логического мышления.

Описание: ребенку дается бланк с эталонами — целыми геометрическими фигурами и различными элементами фигур. Нужно внимательно посмотреть на элементы фигур и, сравнивая их с эталонами, одним-двумя штрихами дополнить до целостных фигур.

ТЕСТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ

Цель: развивать пространственные представления.

Описание: взрослый предлагает детям показать:

  • правую верхнюю клетку
  • левую нижнюю клетку
  • правую нижнюю клетку
  • левую верхнюю клетку.

При этом повторяется правило положения шахматной доски перед началом партии.

Взрослый просит назвать кто стоит перед Ферзем.

  • Кто стоит справа от Ферзя?
  • Кто стоит слева от Ферзя»
  • Кто стоит сзади Ферзя?
  • И так с любой фигурой.

«ОКОНЧАНИЕ СЛОВА»

Цель: развивать скорость мышления.

Описание: ведущий говорит: «Отгадайте, что я хочу сказать.»

Предлагаются слоги, дети заканчивают слово на шахматную тематику.

ПЕШ — КА

ПО — ЛЕ

КО — РОЛЬ

ЛА — ДЬЯ

ЧЕР — НЫЙ

БЕ — ЛЫЙ

ШАХ — МАТЫ

ЧЕМ — ПИОН

ТУР — НИР

ЧА — СЫ.

«Я — ФОТОАППАРАТ»

Цель: развивать память, внимание, упражнять в назывании шахматных фигур, позиций.

Описание: взрослый предлагает представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любую ситуацию на шахматной доске. Ребенок в течение нескольких секунд рассматривает все фигуры, находящиеся на шахматной доске и возле нее. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

«НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, формировать навыки общения.

Описание: дети получают карточки с изображением фигур и карточки с их буквенным обозначением. Задание детям: найти пару и стать рядом.

«ЗНАКОМСТВО»

Цель: развитие навыков общения, установление взаимопонимания, партнерства.

Описание: один ребенок подходит к другому и прикасается своими ладошками к его ладошкам и называет свое имя и т.д. (Эта игра проводится в начале года.)

«НЕ ПРОПУСТИ ФИГУРУ»

Цель: развивать способность к переключению внимания, повторить названия шахматных фигур.

Описание: играющие садятся в кружок и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди них встретится название шахматной фигуры, нужно встать-сесть. Например: ДОРОГА, ТИГР, БЕРЕЗА, ЛОСЬ, САМОЛЕТ, БАРАН, ДУБ, РОЗА, ЗМЕЯ, ЛАДЬЯ, КУКЛА, ГРИБ, ШКОЛА, ЗУБР, МАШИНА, СЛОН, МАЛИНА, ТОПОЛЬ, МУРАВЕЙ, ГВОЗДЬ, .РОМАШКА, ПЕШКА, ВОРОБЕЙ, КАШТАН, ПАЛЬМА, КОРОЛЕВА, КИНО, КЕНГУРУ, БАНАН, БАЛЕТ, КУВШИН, КОРОЛЬ.

Васильева М.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх