Комплексное занятие для детей «Происхождение водопровода»

Цель: познакомить детей с происхождением и историей водопровода, канализации; формировать уважение к людям, делающим открытия, продуктам их деятельности; развивать творческое мышление.

Предварительная работа: знакомство с профессиями сантехника, электрика, плотника, швеи, повара и орудиями их труда.

Материал: кукла Берегоша, картинки по теме, орудия труда сантехника, лист бумаги А2, заготовки для аппликации, клей, кисточки, салфетки.

Ход занятия

Ребята, перед тем, как прийти на занятие, вы все умылись? Я спросила об этом потому, что у нас сегодня необычный гость, очень привередливый. Он сказал, что будет общаться с детьми, только если они умыты. А вот и он (из-за ширмы выносится кукла), зовут нашего гостя Берегоша. Он узнал, что дети в детском саду учатся бережливости, поэтому решил подружиться с вами и теперь будет частым гостем в нашей группе. Берегоша знает много стихов, загадок, игр и всему этому будет учить и нас. Первое его задание — загадка:

Мойдодыру я родня,

Отверни-ка ты меня,

И холодною водою

Живо я тебя умою. (Водопроводный кран.)

Откуда попадает вода к нашим умывальникам узнаете, отгадав ещё одну загадку:

Я несу в себе водицу,

Нам водица пригодится,

Можно мыться без хлопот,

Если есть… (водопровод).

Вы сегодня узнаете много нового о водопроводе с помощью Берегоши. Источники воды — реки и озёра — подарила нам природа. А водопровод создан умом и руками человека. И существует он уже несколько сотен лет.

В стародавние времена воду в городах развозил водовоз. Он ехал по улице с огромной бочкой, наполненной водой, и кричал: «Вода, вода!» Люди подходили к нему с вёдрами. Бочки водовоза хватало на несколько домов. Затем появился первый водопровод, изобрели его древние римляне (показать на карте Рим). Из бассейна на холме вода текла по трубам и желобам, которые прокладывали вдоль улицы. Богатые римляне очень любили ходить в бани, которые являлись местом встреч с друзьями. В крупных городах строили большие банные дома (термы), оборудованные гимнастическими залами и бассейнами с горячей и холодной водой. Посетителей там обслуживали рабы. Многие римляне ходили в баню ежедневно.

Постепенно водопроводы усложнялись и совершенствовались. Как же устроен современный водопровод? Воду из водоёма качают большие насосы на водопроводной станции. Там она очищается от песка, ила и обеззараживается хлором, чтобы исчезли микробы. С водопроводной станции вода по трубам приходит в наши дома, эти трубы и называются водопроводом. А почему вода течёт не постоянно, а когда нам это надо? Водопроводные трубы имеют вентили, которые закрывают воде ход, чтобы она лилась из крана только при необходимости. Как вы думаете, почему у нас иногда отсутствует вода в водопроводе? (Ремонтируют водопроводную станцию, меняют насосы, лопнула труба, соседи делают ремонт.) От нашего отношения к водопроводу зависит, будет ли у наших соседей вода. Если мы неаккуратно обращаемся или перекручиваем, недостаточно плотно закрываем краны или вообще забываем их закрыть, может случиться авария, тогда пострадает весь дом. А мы настолько привыкли к присутствию воды в наших домах, что не можем обойтись без неё и дня. (Рассказ сопровождается показом картинок.)

Водопровод приносит чистую воду в наши дома, учреждения. А на улице где мы можем увидеть водопровод? Вспомните. Да, кое-где есть колонки, летом к ним подсоединяют шланги и поливают клумбы. Фонтаны тоже подключены к водопроводу, они оборудованы сложной системой труб, кранов, благодаря чему вода поднимается на нужную высоту, образуя определённый рисунок и каскад брызг. Где в нашем городе вы видели фонтаны? А в других городах? Видите, сколько интересного мы узнали сегодня от Берегоши. А ещё он предлагает нам поиграть в игру.

Игра «И я тоже».

После фразы, с которой дети согласны, они произносят: «И я тоже». Своё несогласие выражают молчанием.

Рома утром встал, умылся… — И я тоже.

Кран за собою не закрыл…

Вода залила всю квартиру…

Рома пошёл в детский сад… — И я тоже.

В саду он играл, резвился… — И я тоже.

А вечером, узнав обо всём, огорчился…

Теперь Рома аккуратен… — И я тоже.

Воду зря не разливает… — И я тоже.

Потоп больше не устраивает… — И я тоже.

Есть технические изобретения, без которых современный человек не может обойтись. Речь идёт о канализации. А вы знаете, что такое канализация? Да, это система труб для удаления грязной воды, нечистот из туалетов, раковин, ванн. Она существует сегодня. А что было раньше? Как вы думаете? (Ответы детей, их анализ.)

Сотни лет назад в городах вдоль улиц прокладывали сточные канавы. Нечистоты выплёскивали просто из окон. Чтобы не попасть под такой «душ», прохожие смотрели не только под ноги, но и на окна. Содержимое горшков, помойных вёдер, корыт, в которых стирали бельё, выливали в сточные канавы на улицах. Потом появились выгребные ямы, откуда содержимое вычерпывали и вывозили в бочках. Только 150 лет назад появился «ватерклозет». Это слово происходит от английского «уотер» (вода) и «клозет» (уборная). Такое простое и очень нужное для людей устройство придумал английский плотник Джозеф Брейма, за что получил от английской королевы дворянский титул.

Сейчас во всех городах создана канализация. Вода, которая попадает в неё, обеззараживается на очистной станции и смывается на поля. Видите, сколько труда люди вкладывают в то, чтобы нам комфортно жилось. Поэтому мы должны бережно относиться к водопроводу, канализации, правильно с ними обращаться.

А сейчас давайте поиграем в игру «Испорченный телефон». Телефонист — Берегоша. Он передаёт слова, которые вы должны правильно воспроизвести (водопровод, канализация, водопроводный кран, фонтан, насос).

Следующая игра «Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем» (одна часть группы показывает действия: умывание, стирка белья, чистка зубов, плавание в бассейне, мытьё ног, чаепитие; вторая должна отгадать и назвать их).

А ещё Берегоша припас для вас интересную игру «Кому что нужно для работы?». У него в рюкзаке собраны орудия труда людей разных профессий. (Дети делятся на две команды). Одна команда отберёт то, что необходимо сантехникам, а другая — назовёт эти вещи, расскажет для чего они нужны. Кто напомнит ребятам, кто такой сантехник. (Предполагаемый набор: вентиль, вантуз, сифон, пакля, прокладка, водопроводный кран, поплавок.) С заданием вы справились удачно, молодцы!

А теперь мы с вами превратимся в проектировщиков. Перед тем как построить дом, создают его проект. Все внутренние работы в нём осуществляются тоже согласно созданному проекту. Наша задача: создать проект системы водоснабжения данного дома. Проектировщики, за дело! Сначала обсуждаем проект, а потом воссоздаём его на бумаге. (Дети распределяют роли, начальник проекта следит за выполнением. В конце подводятся итоги. Дети читают отрывок из стихотворения С. Маршака «Вчера и сегодня».)

С. Торвинен, И. Заскевич


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх