Комплексное занятие по теме «Круговорот воды в природе»

Цель: познакомить детей с превращениями воды (лёд, пар), их причинами; учить устанавливать причинно-следственные связи; расширять кругозор; знакомить со свойствами солёной воды; совершенствовать технику изображения на влажной ткани.

Предварительная работа: проведение опытов с водой, воздухом, рассматривание карты мира.

Материал: лёд, снег, кипящая вода, ёмкость с водой, гибкий шланг, 3 стакана с водой, бумага, влажная ткань, акварель, кисти.

Ход занятия

Сегодня нам прислали письмо (прочитать детям адресата и отправителя: «Детям группы «Росинка» от Берегоши»). Берегоша хочет, чтобы мы с вами пополнили свои знания и научились экспериментировать.

Кто из вас опишет воду? Какая она? (Прозрачная, бесцветная, жидкая, не имеет вкуса, цвета и т.д.) А всегда ли вода бывает такой? Какой ещё может быть вода? Да, может быть твёрдой и холодной (показать кусочек льда). А при каких условиях образуется лёд? У нас в группе тепло — что произойдёт со льдом? Вот пускай он полежит в тазу, а затем мы посмотрим, так ли это. А ещё вода может быть белой — это снег (рассмотреть). Падающие снежинки имеют очень красивую замысловатую форму. Это замёрзшие капельки воды.

А какой ещё может быть волшебница вода? (Лёгкой, парообразной.) (Помощник воспитателя вносит чайник.) Посмотрите на пар. Это не что иное, как капельки воды, поднимающиеся вверх, но затем они остывают и оседают вниз. (Поднести дощечку для лепки.) Дощечка стала мокрой — вода опустилась на неё. На этом же принципе основаны ингаляции, когда вы с капельками пара вдыхаете лекарственные растворы. Пар образуется не только в наших домах, но и в природе. Когда солнце нагревает поверхность суши или водоёма, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, пар снова становится водой и выпадает на землю в виде осадков — дождя и снега. Так происходит круговорот воды в природе.

А где мы можем наблюдать испарение воды? Да, когда мы говорим, что земля в цветочных горшочках пересохла — это значит, что она испарилась, хотя мы и не видели пара. То же происходит и с бельём, которое сушится на верёвке: бельё высохло — вода испарилась.

Многое ещё о свойствах воды вы узнаете в школе.

А Берегоша нам сообщает, где самые «мокрые» места на Земле — это предгорья на гавайском острове Кади и район Чаррапунджи в Индии. (Показать на карте мира.) «Количество» дождя измеряют толщиной слоя выпавшей воды. Так вот Индии за месяц выпало 9 м 30 см осадков. В наших краях столько выпадает за 12 лет.

Есть места на земле, где не бывает дождя, там круглый год снег, лёд, вечная мерзлота. Где это? Да, это в Антарктиде (объяснить, сопровождая показом на кар- те). Ребята, а вы знаете, где вода всегда солёная? Правильно, в море, потому что морская вода растворяет соль, содержащуюся в горных породах на морском дне. Поэтому в море легче плавать, чем в других водоёмах, солёная вода помогает держаться на поверхности. А в Красном море, например, вообще нельзя утонуть, оно самое солёное в мире и даже не умеющего плавать человека держит на своей поверхности.

Вы любите играть в игру «Море волнуется»? Давайте немного поиграем.

А ещё у Берегоши есть для нас фокусы.

  1. Как налить воду из одной ёмкости в другую с помощью гибкого шланга? (Принцип сообщающихся сосудов.)
  2. Как поставить на два стакана с водой третий, используя только лист бумаги? (Бумагу сложить гармошкой, положить её мостиком на два стакана, на него можно ставить третий стакан.)

Ребята, в природе, как известно, вода присутствует в водоёмах. А какие водоёмы вы знаете? Вспомнить их вам помогут загадки.

Зимой скрываюсь,

Весной появляюсь,

Летом веселюсь,

Осенью спать ложусь.

(Река.)

Посреди поля лежит зеркало.

Стекло голубое, рама зелёная.

(Пруд.)

Кругом — вода,

А с питьём — беда.

(Море.)

Не море, не земля,

Корабли не плавают, а ходить нельзя.

(Болото.)

Давайте закрепим отличительные признаки всех водоёмов. (Ответы детей.)

(Кто-то из детей рассказывает стихотворение И. Бурсова «Дождик».)

Дождь собрался к солнцу в гости,

Стал вбивать в дорогу гвозди —

Чтобы крепче была,

Под ногами не текла.

Забивал за гвоздём гвоздь,

Продырявил всю насквозь.

Превратил дорогу в грязь,

Вся дорога расползлась.

Дождик плачет по дороге —

Вытащить не может ноги.

А давайте нарисуем дождь, дождливую погоду. На чём лучше всего рисовать и какими изобразительными средствами пользоваться? (В ходе обсуждения подвести к выводу, что лучше всего дождливый пейзаж передаёт акварель на влажной ткани.) Нарисуем нашу улицу во время дождя, а рисунки отправим в подарок Берегоше. (Подписываем конверт, уточняем адрес.)

Подводятся итоги занятия.

С. Торвинен, И. Заскевич


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх