Лексический игровой комплекс для дошкольников «Разные кнопки»

Цель: уточнить многозначность слова «кнопка» и представления о ее применении в быту. Поощрять познавательную активность, любознательность детей при ознакомлении с бытовой техникой.

В. Дети, что такое «кнопка»? Вы когда-нибудь ее видели?

Кто-то из детей пытается объяснить значение этого слова. При удачном объяснении педагог показывает имеющийся у него предмет, например: тонкий, короткий гвоздик с широкой плоской шляпкой — это канцелярская кнопка.

В. Зачем человеку понадобилась такая кнопка? (Для закрепления бумаги или ткани.)

Если дети не могут дать объяснение, то педагог демонстрирует действия с предметом, а дети их называют. Предоставляется возможность для фантазирования: как можно еще использовать такую кнопку? Например, приклеить к пластилиновому ежику вместо иголок, использовать вместо мозаики на листе картона, нанизать на нитку вместо бусинок и т. п.

Следующим предметом для демонстрации детям является электрический звонок, которым педагог обращает внимание детей на кнопку электрического звонка.

В. Для чего нужна эта кнопка? Как ею мы пользуемся в быту? Придумайте предложение с этим словосочетанием в ситуации, когда вы идете к кому-то в гости; когда к вам кто-то пришел.

Здесь необходимо оговорить и даже обыграть ситуации правил безопасности (не впускать чужих людей в квартиру) и правил вежливого поведения: поздороваться, представиться и позвать друга.

Кнопка управления, которую дети могут видеть на дистанционных управлениях телевизором, на компьютерных клавиатурах и «мышках», на корпусах различных электроприборов и т. д.

В. Кто может пользоваться этими системами? Можно ли играть с такими предметами и нажимать кнопки управления без надобности и без знания техники безопасности?

«Застежка-кнопка»: воспитатель просит детей показать на своей одежде, обуви разные варианты таких кнопок, которые состоят из двух частей, входящих одна в другую.

Педагог предъявляет детям несколько пар перчаток, на одной из которых имеется кнопочная застежка. Их можно примерить и объяснить, чем такая застежка удобнее пуговиц, «молний», резинок и т. д. Здесь же можно поиграть в игру «Хорошо — плохо», когда детям раздаются разные виды перчаток и просят разрекламировать именно свою пару, выделяя преимущества ее застежки и умаляя достоинства других перчаток.

Педагог читает: «В большом магазине было много людей, все куда-то двигались, толкали друг друга, суетились. Вдруг раздался громкий плач. У прилавка с игрушками образовался круг из толпы людей, в середине которого громко рыдал малыш. Оказалось, что он засмотрелся на машинки и потерял свою маму! Как же было жалко эту кнопку!»

В. Дети, кого это автор назвал таким словом, и почему? Есть ли среди ваших друзей, близких, знакомых такие, кого шутливо и ласково называют кнопочкой? Вспомните сказку, в которой одного из героев звали Кнопочкой! («Приключения Незнайки и его друзей».)

Заканчивая разговор о значении данного слова, делаем вывод: кнопка — слово многозначное, потому что оно называет разные предметы, их признаки в чем-то сходны между собой.

«Рифмовочка»

Цель: упражнять детей в подборе рифмующихся слов, в выделении признаков предметов и в составлении загадок по принципу «НО НЕ».

В игре с мячом дети пробуют подобрать рифму к словам «КНОПКА» и «КНОПОЧКА»: коробка, лодочка, ловко, нотка, метко, ветка, веточка, лампочка, дырочка, Колечка, Олечка и т. д.

— Доскажи словечко! — педагог читает начало двустишия, а дети подбирают рифму по смыслу:

Маленькая кнопка

Жила в одной …коробке.

Выложу из кнопок

Много лесных… тропок.

Подарить мне кнопочку

Попрошу я… Вовочку.

Не поможет даже кнопка,

Если протекает… лодка.

Составление загадки (ТРИЗ) о канцелярской кнопке:

В. На что похожа кнопка по форме? (Круглая, как… (что)?) (Тарелка, конфетти, монета, пуговица и т. д.)

На что похожа кнопка по величине? (Маленькая, как… (что?) (Муха, комарик, ноготок, пуговка и т. д.)

На что похожа кнопка по материалу? (Железная, как… (что?) (Монетка, нож, гвоздь, спица, проволока и т. д.)

Что еще такое же острое, как кнопка? (Иголка, гвоздь, спица, копье и т. д.)

Похожие названия частей: шляпка и носик, как у кого? (Грибочек, комар, Буратино, гном и т. д.)

Дети подбирают предметы и действия (глаголы) к выделенному признаку (2—3 слова) и выбирают из них более рифмующиеся:

Круглая пуговка, но не пришить,

Маленькая муха, но не летит,

Железная монетка, но не продать,

Острая спица, но не связать.

В шляпке грибочка, но не растет,

Нос комара, но кровь не пьет.

Держит бумагу на стенке ловко!

Догадались? Это… (Кнопка.)


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх