Три опыта с водой для дошкольников

Детский опыт с водой № 1

Поставьте перед собой тарелочку и наберите в пипетку воду. Поднимите её повыше, на уровень ваших глаз, и капайте воду на тарелочку. (Дети выполняют задание.)

А теперь задержите каплю на кончике пипетки и рассмотрите её внимательно:

Какой она формы?  (Округлой, немного вытянутой.)

А сейчас обратите внимание, меняется ли форма капли, когда она отрывается от пипетки? Какой она теперь формы?  (Круглой.)

Уберите блюдце и пипетку в сторону и зарисуйте в лабораторных листах капельки воды: как они выглядели на кончике пипетки и во время падения. (Дети выполняют задание.)

Аня, какой формы ты нарисовала капельки, которые видела на кончике пипетки? (Немного вытянутой формы.)

Никита, а какой формы ты нарисовал капельки, когда они оторвались от пипетки? (Круглой формы.)

А теперь обратите внимание на блюдце.  Что вы видите? (Воду.)

Имеет ли вода на тарелке форму? (Не имеет.)

Что мы теперь можем сказать о форме воды? (Ответы детей.)

Вывод: когда воды много — она не имеет формы, а отдельные капли воды имеют форму: они круглые или немного вытянутые.

В. Ребята, как называется явление, когда много капель воды капает с неба? (Дождь.)

А вы знаете, откуда берётся дождь? (Ответы детей.)

А хотите узнать? (Да.)

Я не только расскажу, но и покажу, как это происходит. Сначала давайте вспомним об одном опыте, который мы с вами проводили: мы ставили одно блюдце с водой на подоконник, а другое? (На полочку)

Вспомните, что произошло с водой через несколько дней? (Она испарилась.)

Из какого блюдца вода испарилась быстрее? (Из блюдца, которое стояло на подоконнике.)

Почему? (На него больше светило солнце.)

Хотите увидеть, что будет с водой, если её очень сильно нагреть? (Да.)

Детский опыт с водой № 2

Воспитатель наливает воду в электрочайник и включает его.

В. Что выходит из носика чайника? (Пар.)

Откуда он взялся, ведь в чайнике была вода? (Ответы детей.)

Вывод: когда вода сильно нагревается, то превращается в пар.

— Также происходит и в природе: чем сильнее светит солнце, тем сильнее идёт испарение воды с поверхности рек, морей, земли, растений. И она в виде лёгкого, невидимого пара поднимается вверх.

Затем беру стекло. Акцентирую внимание детей на то, что оно сухое и холодное (дать потрогать нескольким детям). Подношу его к струе пара. Подержав некоторое время над паром, выключаю чайник, убираю его и приглашаю детей посмотреть, что произошло со стеклом.

Что вы видите на стекле? (Капельки воды.)

Откуда они взялись, ведь стекло было сухим? (Ответы детей.)

Вывод: когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.

В. Вот так происходит в природе каждый день.

Подходим к схеме «Круговорот воды в природе».

В. Солнце нагревает воду в морях и реках. Вода превращается в пар и поднимается вверх. Вверху, над землёй, холодно. Встретившись с холодным воздухом, водяной пар превращается в водяные капельки. Из этих капелек образуются облака. Когда капелек воды набирается много,  они становятся слишком тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю. А затем снова испаряются. Так в природе вода совершает круг. Это постоянное движение воды называют круговоротом.

Физкультминутка (движения согласно тексту).

В. Давайте представим, что мы с вами капельки воды. Мы плещемся в море. Ласковое солнышко греет воду. Оно светит всё ярче, греет всё жарче. И капельки начинают медленно подниматься верх. Вот они поднялись высоко-высоко в небо. Там на них подул холодный ветер. Капельки прижались друг к другу. Ещё сильнее. Они превратились в облако. Ветер подул ещё сильнее, и капельки не удержались в воздухе, стали падать вниз — одна, другая… и пролились дождём на землю. На земле росли цветы. Они напились дождевой воды и раскрыли свои лепестки.

Ребята, как вы думаете, где быстрее исчезнут лужи после дождя: на земле или на асфальте? (Ответы детей.)

А почему же в землю вода впитывается, а в асфальт – нет? (Высказывания детей.)

Хотите узнать? (Да.)

Детский опыт с водой № 3

В. Давайте возьмём губку и кусочек пенопласта. Если на эти предметы капнуть по несколько капель воды, то в какой из них вода впитается? (Предположения детей.)

Давайте проверим. (Дети выполняют задание.)

Что вы увидели? (Вода впиталась в губку.)

Почему? Чем отличаются эти предметы? (Ответы детей.)

Давайте возьмём лупу и рассмотрим их. (Высказывания детей.)

Вывод: в губке есть отверстия, а в пенопласте — нет. Поэтому вода впиталась в губку. Таким же образом вода впитывается в почву.

А сейчас давайте зарисуем в своих лабораторных листах с помощью стрелочек, куда впиталась вода. (Дети рисуют.)

А теперь капните несколько капель воды из пипетки на блюдце.

Как вы думаете, чем можно убрать воду с блюдца: губкой или пенопластом? (Предположения детей.)

Попробуйте. В чём вы убедились? (Губка впитывает воду, пенопласт — нет.)

Вот так в природе растения пьют воду: они впитывают её из почвы. Дождь падает на землю и растворяет в ней вещества, которые необходимы растениям для роста.

Давайте вспомним, какие вещества растворяются в воде? (Соль, сахар, акварельные краски…)

А какие не растворяются? (Мука, мел, крахмал…)

Предлагаю поиграть в игру «Что будет, если…». Возьмите по одной карточке на столе и скажите, что будет, если это вещество или предмет опустить в воду? (Дети по очереди высказываются.)

Молодцы, вы хорошо справились  с заданием. А сейчас возьмите свои лабораторные листы и расскажите, что нового о воде вы сегодня узнали? (Дети рассказывают  с помощью воспитателя.)

А что ещё вы бы хотели узнать о воде? (Если дети затрудняются, показываю картинки следующего содержания: радуга, подводный мир, град и т.д.)

В ближайшее время мы с вами поговорим об этом.

За активное участие в опытах все дети получают фишки в виде капелек.

Г. Берник


Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Любовь:

    Спасибо за прекрасный развивающий материал для детей

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх