Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Почему идут дожди?»

Задачи: формировать конкретные знания об окружающем мире; рассказать, почему бывают туманы и роса, идут дожди; показать на опыте, как вода превращается в пар; рассказать о радуге, закрепить её цвета, последовательность их расположения; активизировать мыслительную деятельность, расширять кругозор.

Материал: репродукции картин «Дождь в дубовом лесу» И. Шишкина, «Туманное утро» И. Левитана, «Зонтики» А. Пименова и др.

Ход занятия

В. Угадайте, о чём я сегодня вам расскажу?

Посмотрите, посмотрите:

Потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить? (Дождь.)

О чём эта загадка? Почему вы решили, что она о дожде? Вы знаете, почему идут дожди? А как дождь оказывается высоко, и почему ему вдруг хочется капать на землю? Почему он не идёт, если все его часто просят об этом? Вы очень много знаете про дождь. Я только обобщу ваши ответы: всё начинается с того, что солнце греет воду в океане, реке, озере, луже — везде, где она есть. Вода начинает испаряться — выкипать, превращаться в пар и подниматься вверх, потому что тёплый воздух легче холодного.

Пар поднимается всё выше и выше, туда, где холодно, а там, где он соприкасается с холодным воздухом, получаются маленькие капельки воды. Капельки соединяются, становятся большими, и превращаются в облако. В верхней части замерзают, растут, тяжелеют. Вот они уже не могут держаться и падают вниз. Падая, они тают, потому что внизу теплее. И тогда на земле идёт дождь.

А иногда бывает такое явление:

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела бы горошин Нина —

У неё теперь ангина. (Град.)

Конечно, вы догадались, что ледяной горох, который падает с неба, — это град. Хотите посмотреть, как получается дождь? Тогда давайте с вами вместе проведём опыт: на плиту поставим кастрюльку с водой, чтобы она быстрее нагрелась, над кастрюлей на высоте 10—15 см поместим металлическую крышку — это как будто холодный воздух вверху, а чтобы крышка была холоднее, на неё положим мокрое полотенце.

Пока вода будет закипать, давайте рассмотрим всё по порядку. Плита горячая — это как будто солнце, вода в кастрюле — озеро. В это время вода закипает, кипит и испаряется. На крышке появляются первые капельки, они увеличиваются и начинают падать вниз — пошёл дождь. А чтобы вы заметили, как падают капельки, внизу подстелим окрашенную бумагу: капельки будут растворять краску, и каждая будет выделяться.

Теперь послушайте ещё одну загадку и тогда узнаете, о чём я вам расскажу дальше:

Молоко над рекой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко —

Стало видно далеко. (Туман.)

Догадались? Эта загадка про туман. Помните, мы наблюдали туман, вы мне ещё сказали, что это дым. Но дым пахнет, он может быть везде, как туман. Как вы думаете, туман полезен или вреден для людей?

Проводится игра «Хорошо — плохо». Дети высказывают свои мнения.

В. Облако и туман — близнецы-братья, потому что состоят из капелек воды. Ребята, помните, по утрам, когда было тепло, я не разрешала вам бегать по траве. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Угадайте, что это:

Утром падаю всегда —

Не дождинка, не звезда.

И сверкаю в лопухах

На опушках и лугах. (Роса.)

Правильно, роса. Как вы думаете, чья она родственница? (Ответы детей.)

Летом в небе часто появляется разноцветное коромысло. Что это такое? (Радуга.) Сколько цветов у радуги? Кто может назвать их по порядку? А чтобы лучше запомнить, предлагаю выучить двустишие:

Каждый Охотник Желает Знать,

Где Сидит Фазан.

По начальным буквам всех слов этого предложения вы догадаетесь о цветах радуги.

Дети, у природы своя азбука. Выучив её, вы сможете правильно предсказать погоду на следующий день, например:

Дождь сквозь солнце — к ненастью.

Сильная роса — к ясному дню.

Воспитатель подводит итог занятия: чтобы выучить азбуку природы, её надо полюбить, научиться всматриваться в облака, в чашечки цветов, вслушиваться в журчание ручейков, пение птиц, шум ветра, а главное — беречь природу.

Наталья Савич


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх