Развивающее занятие для дошкольников: «Как мы познаем окружающий мир»

Цель: познакомить детей с пятью органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) и их ролью в жизни человека.

Ход развивающего занятия

Воспитатель обращает внимание детей друг на друга.

Воспитатель (В.). Дети, посмотрите внимательно друг на друга и ответьте на вопрос: «Из каких основных частей состоит фигура человека?»

Дети. Руки, ноги, туловище, голова.

В. А что у нас с вами находится в верхней части туловища?

Дети. Голова

В. Что у каждого из нас есть на голове?

Дети. Лицо, глаза, уши, лоб, брови, нос, рот, подбородок.

Воспитатель вместе с детьми рисует лицо человека и уточняет, в какой его части находятся уши, глаза, нос и рот, подбородок, брови, лоб, щеки.

В. Ребята, отгадайте загадку:

«Между двух светил в середине я один» (нос)

Для чего человеку нужен нос?

Дети. Чтобы дышать.

В. Правильно. А ещё с его помощью мы ощущаем различные запахи. Запахи могут быть приятные или неприятные (можно привести примеры из детского опыта). Иногда запахи могут предупреждать об опасности. Например, запах газа или дыма. Вспомните, какую опасность мы не можем ощутить с помощью носа? Напомнить, что радиация не имеет запаха.

В. А сейчас ещё одна загадка:

«Живут два братца через дорожку, а друг друга не видят.»

О чем идет речь?

Дети. О глазах.

В. Для чего нам нужны глаза?

Дети: Чтобы видеть окружающий мир: природу, друг друга, разные вещи и др.

В. Да, верно, глаза играют большую роль в нашей жизни: с их помощью мы не только видим окружающий мир, но и определяем прекрасное и безобразное в людях, природе, предметах и явлениях. А для чего нам нужен рот?

Дети. Чтобы кушать и разговаривать.

В. Во рту есть зубы и язык, у каждого из них своя функция. Благодаря языку мы можем говорить и чувствовать вкус продуктов: сладкий, горький, кислый, соленый. Каждая часть языка отвечает за определенный вкус. Так, к сладкому чувствителен кончик языка, к горькому чувствителен корень языка, а кислый и соленый вкус мы определяем с помощью боковых сторон языка. (Воспитатель предлагает детям попробовать на вкус немного сахара, соли, лимонного сока и определить свои вкусовые ощущения.

В. А для чего нужны человеку зубы?

Дети. Чтобы хорошо пережевывать пищу.

В. Вы, ребята, должны запомнить, что зубы необходимо беречь и постоянно за ними ухаживать. Как нужно ухаживать за зубами? (чистить зубы два раза в день, после еды прополаскивать рот водой). А чего боятся наши зубы? (очень холодной и очень горячей пищи, твердых орехов и сухариков, большого количества сладостей, воздействия острых предметов и др.).

В. А что, ребята, находится с двух сторон лица?

Дети. Уши.

В. Для чего нужны человеку уши?

Дети. Чтобы все слышать: голос людей, звуки природы, хорошую музыку.

В. А знаете ли вы, ребята, как необходимо ухаживать за ушами? (ежедневно мыть уши, не пользоваться острыми предметами для чистки ушной раковины, не кричать громко друг другу на ухо и не шуметь).

В. Все части лица, о которых шла речь, помогают нам жить. С их помощью мы ощущаем мир вокруг нас. Ещё одним нашим помощником является кожа. С её помощью мы чувствуем (осязаем) боль, холод, тепло. Например, если вам холодно ваша кожа подсказывает, что нужно одеться потеплее, а если вам очень жарко, то нужно снять теплые вещи и переодеть более легкую одежду. Наша кожа чувствует новые прикосновения: приятные и не очень (привести примеры).

А теперь давайте поиграем в игру «на ощупь»: я буду подводить вас к любому ребенку из группы с завязанными глазами, а вы должны обследовать руками ребенка, который стоит перед вами, проговаривая вслух ваши рассуждения, и узнать, кто находится рядом. Например: «Волосы коротко подстрижены – значит, это мальчик» На голове две косички с бантиками – это девочка. Косички в нашей группе у Маши и Кати, но у Маши в косичках есть банты, а у Кати нет. Значит – это Маша».

В заключение занятия дети разгадывают загадки, которые прислал им в конверте Незнайка: «Два соседа – непоседы: днем – на работе, ночью – на отдыхе» (глаза)

«Всегда во рту, а не проглотишь» (язык).

«Не сеют, не сажают, сами вырастают» (волосы).

«На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами отворяются» (веки глаз).

Занятие завершается подведением итогов: с помощью органов чувств мы должны грамотно ощущать разнообразие окружающего мира: замечать красивое и полезное в нем и вовремя избегать любых неприятностей.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх