Знакомство детей с историей создания книги

Программные задачи: библиотек, ввести в словарь новые слова: папирус, берёста, пергамент; развивать у детей память, мышление, внимание; воспитывать бережное отношение к книге.

Материал: иллюстрации «Хранилище папирусных свитков», «Папирус», «Ассирийские таблички», «Пергамент», «Библиотека в монастыре», конверт с письмом Незнайки, глина, палочки, берёста.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Сегодня, ребята, мы с вами совершим путешествие — отправимся в страну Читалию.

Открывается дверь в комнату. Входит Гном Книговичок.

Гном Книговичок. Здравствуйте, ребята, я Гном Книговичок. Я живу в этой стране много-много лет и знаю много интересного о книгах. Все книги мне — друзья, я вовсе не зазнайка, хоть много знаю я. Без книги, вам признаюсь, прожить я не могу, и, если интересно, о них я расскажу. Вы, наверное, думаете, что книги были всегда? А между тем было время, когда не было ни бумаги, ни книг.

В Европе учёные нашли скалу с рисунками. С помощью их древние художники рассказывали историю своей жизни. (рассматривают иллюстрации.) Как вы думаете, что обозначают эти рисунки?

Немного позже люди начали писать на глиняных табличках. Размачивали глину и палочкой делали на ней знаки. Интересная «бумага» — не правда ли? Даже в огне не горит. Наоборот, после пожара в библиотеке таблички становились прочнее, так как дополнительно обжигались. Книги-таблички хранились в глиняных сосудах. Но представьте себе книгу из глиняных табличек. Нужно несколько машин-грузовиков, чтобы перевезти такую книгу. Неудобны такие книги, как и книги из деревянных дощечек. А теперь попробуйте написать или нарисовать на глиняном кирпичике знаки, с помощью которых вы хотели бы передать какое-то сообщение (Дети берут коробочки с глиной, острые палочки, выполняют задание, а затем объясняют, что они изобразили.)

А в далёком крае — Африке — растёт растение папирус. Люди разрезали его стебель на полоски. Затем полоски склеивали между собой и на них писали (показывает рисунок). А у Славян в ходу была берёста — берёзовая кора, на которой писали костяной или железной палочкой. Давайте попробуем это сделать. (Гном раздаёт кусочки берёсты детям. Показывает, как писали железной палочкой. Дети пробуют написать буквы на берёсте.)

Позже начали писать на обработанной коже животных. Лучше всего подходила кожа маленьких телят, ягнят, козлят. Эту бумагу называли пергамент. Но на толстую книгу шло целое стадо. (Показывает иллюстрацию.)

Сперва книги из пергамента делали по традиции в виде свитков, затем стали сгибать листы на четыре части в виде тетради. Несколько тетрадей затем сшивали вместе и получали книгу, похожую на современную. Страницы готовой книги переплетали в обложку из деревянных досок, обтянутых кожей. Обложку ценных книг украшали золотом и драгоценными камнями. Поэтому эти книги были очень дорогие, купить их могли только богатые люди, которые собрали их для собственной коллекции. Не удивительно, что в то время книги в библиотеках были окованы и даже привязаны на цепь. Их можно было читать на столе в библиотеке, но нельзя было взять домой.

Китайцы пошли ещё дальше. Они придумали бумагу и долго хранили секрет её изготовления. Сейчас этот секрет известен всем, и на бумаге печатают замечательные книги.

Раньше люди переписывали книги, эта работа была длительная и трудная. Книги переписывали в основном монахи. А затем люди придумали не переписывать, а печатать, отбивать книги. Начали вырезывать на дощечках страницы с текстом и отбивали их на бумаге. Позже стали вырезать только буквы. И уже с букв набирали слова, предложения.

Первые библиотеки, которые могли посещать бедняки, были созданы в Древнем Риме. В средние века библиотеки создавались при монастырях и монастырских школах. (Показ иллюстрации.) Потом библиотеки стали открываться в городах и сёлах.

Гном Книговичок. Ой, я совсем забыл! Мне тут недавно Незнайка письмо прислал, попросил найти в библиотеке его любимые книжки, да только как всегда всё перепутал. Помогите мне разобраться с названием сказок:

  • сказка «Шурочка Ряба» («Курочка Ряба»).
  • сказка «Золотая рубка» («Золотая рыбка»).
  • сказка «Кошечка-Хаврошечка» («Крошечка-Хаврошечка»).
  • сказка «Красная Тапочка» («Красная Шапочка»).
  • сказка «Крот в сапогах» («Кот в сапогах).
  • сказка «Гладкий утёнок» («Гадкий утёнок»).
  • сказка «Нежная королева» («Снежная королева»).
  • сказка «Сопящая красавица» («Спящая красавица»).
  • сказка «Сивка-мурка» («Сив-ка-бурка»).
  • стихотворение «Федорино море» («Федорино горе»).

Гном Книговичок. Спасибо, ребята! Незнайка будет доволен! Скажу вам по секрету, он не ходит в библиотеку, потому что не знает, как себя там вести.

В. Спасибо, Гном Книговичок! Будем ждать с нетерпением новых встреч с тобой в стране Читалии!

Т. Шинкевич


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх