Развивающее занятие в старшей группе на тему «Солнечная система»

Программное содержание:

  • формировать у детей элементарные знания о том, что Солнце — самая большая и близкая к Земле звезда;
  • что Земля вертится вокруг своей оси и вокруг Солнца;
  • учить детей ориентироваться в мире физических явлений;
  • дать первоначальные знания о космосе и Солнечной системе;
  • создавать условия для развития воображения;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью; формировать осознание себя частью природы.

Материал: иллюстрации планет Солнечной системы; набор для моделирования Солнечной системы, лампа настольная, глобус, трубочки-«телескопы» из бумаги (картона); шапочки-шлемы.

Ход занятия

В. Ребята, вы знаете свой адрес? Где находится наш город (село)? Какие другие страны вы знаете и где они расположены? (На планете Земля.)

Знаете, где «живет» Земля? Давайте спросим об этом у нее!

Воспитатель надевает шапочку с изображением планеты Земля, берет на себя роль Земли и включает аудиозапись «Я — Земля!».

В. Земля! Земля! Мы дети из детского сада! Расскажи нам о себе!

Земля. Дети! Дети! Я — Земля! Моя родина — Солнечная система. Вы знаете, почему она так названа? (В честь Солнца.)

В. Что такое Солнце? Это большая звезда, очень горячая. Это огненный шар, который находится далеко от Земли. Например, если бы мы полетели к Солнцу на ракете, то полет занял бы 20—30 лет нашей жизни. Зато солнечный луч добирается до нас за 8 минут.

Расскажите, что вы знаете о Солнце? Какое оно? Чем оно вам нравится? Почему все живое на Земле любит Солнце?

Вы хотите узнать побольше о Солнце, звездах и планетах? Тогда отправляемся в космическое путешествие!

Что для этого надо? Какая одежда нам понадобится? (Скафандры.) Для чего нужны скафандры? Они защищают человека от холода, жары, в них подается воздух, которым человек может дышать. Надевайте шлемы!

На чем мы полетим? Как назовем свой космический корабль?

Дети рассаживаются на стульчиках в два ряда.

В. Внимание! Начинаем обратный отсчет готовности! (Все считают хором: 5, 4, 3, 2, 1 — пуск!) Что вы видите над облаками? Как меняется небо? (Воспитатель демонстрирует иллюстрации звездного неба.)

Мы улетаем все дальше от Земли. Она становится все меньше и меньше в наших окошках-иллюминаторах. На что похожа планета Земля? (На шарик.)

Воспитатель показывает иллюстрацию всей Солнечной системы.

В. Рассмотрите Солнечную систему. Здесь много шариков — планет разной величины.

Ближе всего к Солнцу планета Меркурий (показывает изображение планеты). Возьмите свои телескопы и рассмотрите эту планету. Как вы думаете, можно ли выйти погулять на Меркурий? (Нет.) Потому, что эта планета расположена близко к Солнцу, там температура больше +400 °С. Это много или мало? Может ли человек вытерпеть такую жару? (Нет.)

Тогда полетим дальше! Вторая планета от Солнца — Венера (показ иллюстрации Венеры). На ней дуют сильные ветры, сверкают молнии, воздух очень ядовитый для человека. Люди давно хотят изучить получше эту планету, посылают к ней различные аппараты, но сам человек еще пока не бывал на Венере. Мы пока не готовы ступить на эту красивую планету.

Воспитатель показывает иллюстрацию планеты Земля.

В. Как вы думаете, над какой планетой мы сейчас пролетаем? (Это наша Земля.) Какого она цвета? (Голубая.) Что вы видите вокруг Земли? Ее как бы окутывает слой воздуха — это воздушный океан — атмосфера. Она, как рубашка, окутала Землю.

Вы летали на самолете? Где летают самолеты? (В небе, в воздухе, по воздушному океану.) Этот слой воздуха защищает нашу Землю от опасных солнечных лучей, метеоритов и других вредных воздействий космоса.

Как вы думаете, почему на Земле нам хорошо жить? Потому что Земля получает от Солнца столько тепла и энергии, сколько необходимо для жизни человека, растений, животных. Всегда большее или меньшее количество солнечной энергии опасно для жизни всего живого на нашей планете.

А что случилось бы, если бы не стало солнца? (Все замерзли бы.)

А что бывает, когда солнца слишком много? (Человек получает ожоги.) Какие вы знаете правила поведения в яркий солнечный день? (Нельзя смотреть на солнце незащищенными глазами; нельзя долго загорать и т. д.)

Какие загадки, стихи вы знаете о солнце?

Рассмотрите нашу родную планету: что вы там видите? Точно так космонавты наблюдают из космоса за нашей Землей. Для чего нужны их наблюдения? (Рассказывают о погоде, предупреждают о штормах, вулканах и др.)

Наш космический корабль приближается к следующей планете Солнечной системы — это Марс (показывает иллюстрацию). Какого цвета эта планета? (Красная.) Что вы увидели в свои телескопы? (Пустыни, песок, камни.) На Марсе дуют сильные ветры, но в атмосфере Марса очень мало кислорода. Может ли человек жить на Марсе? Человек пока изучает эту планету с помощью приборов.

Хотел бы кто-нибудь из вас полететь на Марс в настоящее космическое путешествие? Что бы вы хотели там найти?

Направьте свои телескопы на следующую, пятую планету Солнечной системы. Это Юпитер. Какая она по величине? (Очень большая планета.) Эта планета состоит из газов, на ней нет твердого грунта. Человек ее тоже не смог еще изучить. У Юпитера есть красивые кольца, которые, как пояс, украшают эту планету.

Дальше за Юпитером виднеются еще четыре маленькие планеты: Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Как вы думаете, на этих планетах тепло или холодно? (Очень холодно.) Почему? Они находятся очень далеко от Солнца.

На наш космический корабль поступил сигнал опасности — приближается космическое тело. Что еще есть в космосе, кроме звезд и планет? (Метеориты, астероиды и другие космические тела.) Человек не может долго находиться в космическом пространстве. Почему? (Нам нужен воздух, кислород, тепло, солнечный свет и т. д.) Нам пора возвращаться на Землю.

Продолжим наше космическое исследование на Земле!

Дети «выходят из космолета» и переходят в космическую лабораторию.

В. Вспомним наше путешествие и сделаем модель Солнечной системы. (На полу или на столах.) Что находится в центре Солнечной системы? (Солнце.) Что такое Солнце? Какого оно цвета? Величины?

Дети выбирают большой оранжевый круг.

В. Все планеты безостановочно вращаются вокруг Солнца: каждая по своей дороге-орбите.

Давайте сравним Солнечную систему с районом города или села. В ней есть много улиц — это дорожки планет. Они называются орбитами. Каждая планета движется только по своей «улице»-орбите. Вспомните, какая планета «живет» на первой от Солнца «улице»? (Меркурий.) Найдите его модель среди других планет.

Воспитатель с детьми рисует орбиту Меркурия.

В. У Меркурия самая короткая «улица», поэтому на Меркурии год очень короткий.

Дети вместе с воспитателем рисуют мелом круг-орбиту Меркурия вокруг Солнца и «поселяют» модель планеты на ее «улицу».

В. Какая планета «живет» на второй улице? (Венера.) «Улица» Венеры будет больше или меньше, чем у Меркурия? (Больше.) Потому, что Венера немного дальше от Солнца, чем Меркурий, и орбита Венеры будет больше. Венера по размеру чуть больше Меркурия.

Дети рисуют «улицу» Венеры и «поселяют» на орбиту модель планеты.

В. Выберите модель третьей планеты Солнечной системы. Как она называется? (Земля.) Какая она по цвету? А по величине по сравнению с Меркурием и Венерой

Какой путь, «улица» будет у Земли? (Дети рисуют мелом орбиту Земли.)

Затем воспитатель помогает детям смоделировать всю Солнечную систему.

В. Все эти 9 планет (дети называют их по порядку) с их «улицами» и составляют всю Солнечную систему — целый район «города». А как называется этот «город»? Это Галактика!

В Галактике очень много районов: вы ночью можете увидеть множество звезд на небе. Каждая звезда имеет свой «район». Эти звезды кажутся маленькими. А на самом деле они очень большие: бывают горячие и холодные.

Таких «городов», как Галактика, много. Все они находятся в «стране» — Вселенной.

Нашу страну мы можем объехать на машине. А «страну» Вселенную можно? (Нет.) Какая Вселенная? (Огромная, необъятная, громадная и т. д.)

Давайте запишем «адрес» нашей планеты Земля на конверте:

Страна Вселенная,

Город Галактика,

Район Солнечная система,

Третья улица — Земля.

Сейчас мы поиграем в «Солнечную систему»! Наденьте шапочки-планеты и по сигналу займите место своей планеты от Солнца.

Дети делают один круг (хоровод) вокруг Солнца. Затем меняются шапочками и повторяют игру.

В. Не скучно ли Земле двигаться по такому большому пути вокруг Солнца? А Земля вовсе и не одна — у нее, как и у других планет, есть спутник. Как он называется? (Луна.) Луна тоже движется по своей «улице» вокруг Земли.

Какая Луна по величине по сравнению с Землей? (Маленькая.) Да, Луна меньше Земли в четыре раза. «Поселим» Луну на ее маленькую «дорожку» у Земли.

За какое время пробегает Земля свою «улицу» вокруг Солнца? (За один год.) А если бы мы жили на Меркурии, то встречали бы Новый год каждый день!

Сколько месяцев длится год на Земле? (12 месяцев.) Сколько на Земле времен года? (Четыре: зима, весна, лето и осень.)

Сколько вам сейчас лет? (Шесть лет.) Значит, сколько раз вы вместе с Землей повернулись вокруг Солнца? (Шесть раз.)

Все планеты вращаются не только вокруг Солнца, а еще и вокруг себя (воспитатель показывает глобус), поэтому чередуются день и ночь.

Вы чувствуете, как вращается Земля? (Нет, нам кажется, что Земля стоит на месте, а Солнце гуляет вокруг Земли. Но это не так.) Чтобы лучше понять, как это происходит, проведем опыт с настольной лампой и глобусом.

Л. Ладутько


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх