Занятие для детей 5-6 лет с заболеваниями верхних дыхательных путей, речевым диагнозом ОНР-III И ЧДБ

Форма проведения: занятие-игра.

Задачи: формирование у детей правильного произношения, отработка артикуляционных навыков в разговорной речи; активизация использования в речи антонимов прилагательных типа: слабая — сильная, медленная — быстрая; существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме: клетка — клеточка, лодка — лодочка, рыба — рыбка; синяя — синенькая, красная — красненькая; координация речи и движения, развитие подражательности; совершенствование мелких движений пальцев рук; пополнение словаря: испарилась, бурлит, булькает, осьминог, блестящая, прозрачная; обучение носовому дыханию: вдох носом, а выдох ртом; развитие длительного плавного выдоха, глубокого вдоха; фонематического слуха; интереса детей к основам научных знаний, формирование стремления к овладению ими; воспитание стремления охранять природу, сохранять живые существа и среду их обитания; внимательного отношения к своему здоровью; культуры поведения и внимательного отношения друг к другу; формирование правильного физиологического речевого дыхания с учётом указанных диагнозов (дети ЧДБ, заболевания верхних дыхательных путей).

Оборудование: бассейн, кораблики (игрушки) красного, синего, сине-сиреневого цветов, лодка с вёслами; фигурки рыбок красного, синего цветов и блестящая рыбка (для бассейна), вырезанные из яркой бумаги; прозрачные стаканчики с водой; разноцветная (синяя, сиреневая, красная, полосатая) соломка разной толщины; салфетки голубого цвета, четыре губки; бутылка питьевой воды без газов; картинки для пальчиковой гимнастики: «Осьминог», «Красивая рыбка», «Вода, льющаяся из крана»; сборник «Звуки природы».

Предварительная работа: постановка звука «С» и введение его в разговорную речь детей; отработка чётких движений артикуляционного аппарата, развитие слухового внимания и восприятия, разучивание пальчиковой гимнастики, координация речи и движения; формирование правильного речевого и физиологического дыхания, беседа с детьми о работе лёгких.

Ход занятия

Учитель-дефектолог (У.-д.). Дети, мы сейчас отправимся с вами в путешествие в волшебный мир воды. Давайте улыбнёмся друг другу и покажем, как льётся водичка (показать картинку «Вода, льющаяся из крана», уточнение артикуляции свистящих: губы улыбаются, зубы закрыты заборчиком, поток струи холодного воздуха контролируется рукой, поднесённой к подбородку).

Дети улыбаются друг другу, показывают зубки и произносят «с-с-с-с-с», контролируя рукой поток холодного воздуха.

Необходимо следить за правильным артикуляционным укладом и делать замечания-поправки тому, у кого что-то не получается: «Влад, шире улыбайся, показывай зубки»; «Маша, ровнее держи руку, а то не ощутишь холодную струю воздуха».

У.-д. Хорошо, молодцы. Теперь тихонько садитесь, облокотитесь на спинку стула, разверните плечи, не сутультесь, дайте возможность своим лёгким дышать свободно.

Продолжаем наше путешествие в волшебный мир воды. Знаете ли вы, что водой можно рисовать? У вас на столах лежат голубые салфетки, давайте попробуем нарисовать волшебного осьминога (показать картинку, на которой изображён осьминог). Каждый из вас дотронется до влажной губки своей рукой и влажной ладошкой прикоснётся к салфетке.

(Дети совершают необходимые действия и отмечают, что отпечатанный след ладони похож на осьминога.)

У.-д. Вот теперь у каждого из вас есть свой волшебный осьминожек. Почему волшебный — сейчас узнаем. Посмотрите, сколько у него ножек, подуйте на него сначала тихонько, а затем сильнее. Отложите салфетку в сторону и давайте научим наших осьминожков делать интересную гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Щупальца осьминога».

Пальцы сжать в кулачки и развернуть к себе.

Много ног у осьминога (поочерёдно, начиная с большого, выпрямляют все пальцы — первая позиция),

Все они ему нужны (пальцы в обратном порядке сгибают в кулак — вторая позиция).

Заменяют ему руки (первая позиция),

Очень ловкие они (кулачки повернуть на себя и одновременно раскрыть — вторая позиция).

По ходу гимнастики учитель-дефектолог делает замечания-поправки детям, у которых есть ошибки в произношении, в движениях пальцев рук. После пальчиковой гимнастики предлагает им посмотреть на своего осьминожка на салфетке и снова подуть на него. (Вдох носом, плавный длительный выдох ртом.) «Влад, не хватай воздух ртом, не спеши, вдыхай носом. Маша, выдыхай плавно, не сутулься». Каждый ребёнок повторяет упражнение не более 2—3-х раз.

У.-д. Дети, посмотрите, у меня есть волшебное море, а у вас — маленькие кораблики, давайте отправим их в плавание. Для этого кораблик нужно опустить на воду и подуть не торопясь, чтобы они плавно двигались. Когда мы дуем на кораблик, то развиваем наши лёгкие. А для чего это надо? (Чтобы не кашлять, чтобы быть здоровыми и легко дышать.)

Ребёнок, у которого синий кораблик, опускает его на воду и дует. Кораблик синего цвета плывёт и встречает на пути синюю рыбку.

У.-д. Влад, какая рыбка встретилась твоему кораблику на пути?

Влад. Синенькая. (Идёт отработка артикуляционных навыков, постановка звука «С».) Рыбка не слабая, а сильная.

У.-д. Диана, а какого цвета рыбку встретил твой кораблик?

Диана. Моя рыбка красненькая, красивая, быстрая и блестящая.

Каждый ребёнок опускает на воду свой кораблик, дует на него, встречая на пути рыбку соответствующего цвета. Игра повторяется.

У.-д. Дети, вам понравились наши рыбки?

Дети. Да, очень понравились.

У.-д. Посмотрите на наше волшебное море. Оно грязное?

Дети. Нет, оно чистое, прозрачное и красивое.

У.-д. Почему?

Дети. Потому, что мы не бросаем туда мусор.

У.-д. Правильно, так надо поступать и в жизни. Помните об этом. (Детям предлагается выйти из-за стола и поиграть.)

Подвижная игра «Море волнуется» (координация речи и движения, развитие подражательности).

Море волнуется раз (передвигаются по кругу, делая волнообразные движения руками),

Море волнуется два (делают такие же движения в обратную сторону),

Море волнуется три (плавные повороты туловища влево, вправо и наоборот),

Морская фигура на месте замри (дети замирают в различных фигурах).

После физкультминутки ребята садятся за столы, проверяют осанку, развовачивают плечи.

У.-д. Кстати, как там ваши осьминожки? Давайте посмотрим на них.

Дети берут салфетки в руки и рассматривают их.

Дети. Они почти исчезли.

У.-д. Как вы думаете, почему?

Дети. Они высохли, потому что мы дули на них и вода испарилась.

У.-д. Вот почему осьминожки волшебные. А сейчас мы посмотрим, что ещё может делать вода.

Дыхательная гимнастика (обучение носовому дыханию).

Учитель-дефектолог ставит каждому ребёнку стаканчик с водой и раздаёт по две соломки: тонкую и толстую.

У.-д. Сейчас вы будете слушать воду и наблюдать за ней. Для этого надо вставить соломинку в воду и подуть в неё, сначала тихонько, а потом сильнее.

Дети берут тонкую соломинку, потом толстую и дуют в них по очереди. Учитель-дефектолог следит за тем, чтобы они вдыхали через нос, выдыхали плавно и длительно через рот, дуя в соломинку.

У.-д. Что вы можете сказать о воде, что она делает, когда вы дуете через соломинку?

Дети. Шумит, в ней появились пузыри: большие и маленькие.

У.-д. Иначе можно сказать вода бурлит, булькает.

Дети. Когда мы тихо дуем в соломку — она бурлит меньше, когда дуем сильнее — она бурлит сильнее.

У.-д. Из вашей бурлящей водички ко мне выпрыгнула красавица рыбка (показывает картинку, на которой нарисована рыбка). Давайте покажем рыбке нашу пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка» (координация речи и движения).

Рыбка плавает в водице (сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка),

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка-озорница (грозят пальчиком),

Мы хотим тебя поймать (медленно сближают ладони).

Рыбка спинку изогнула (снова изображают, как плывёт рыбка),

Крошку хлебную взяла (делают хватательное движение обеими руками),

Рыбка хвостиком вильнула (снова «плывут»),

Рыбка быстро уплыла.

У.-д. Ну вот, дети, уплыла рыбка и подошла к концу наша игра. Сегодня мы с вами познакомились с волшебным миром воды. Узнали, что вода может испаряться, бурлить и булькать. Убедились в том, что если вода чистая и прозрачная, то в ней хорошо живётся рыбкам, а для этого нам надо не засорять наши реки и озёра. Вы всё запомнили? Дома вечером со своими родными обязательно поговорите об этом.

И. Дзюбенко


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх