Занятие по энергосбережению в старшей группе «Приключения в волшебном лесу»

Цель: формирование активной социальной позиции детей дошкольного возраста по отношению к рациональному использованию энергоресурсов и бережного отношения к окружающей среде.

Программные задачи: закреплять представления детей об экономии тепла, электроэнергии, воды, сырьевых ресурсов; содействовать развитию познавательной, экспериментальной, поисковой, творческой деятельности воспитанников, способствовать развитию креативного и логического мышления, воображения, любознательности, самостоятельности суждений; воспитывать творчество, инициативу, дружелюбие, бережное отношение к энергоресурсам, к окружающей среде.

Ход занятия-путешествия

Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть сюрприз. А чтобы узнать, что я для вас приготовила, отгадайте загадку.

На нём уместилась вся наша Земля:

Моря, океаны, леса и поля.

И северный полюс там тоже найдёшь,

А если захочешь — в руках унесёшь. (Глобус).

Воспитатель (показывает детям глобус): Правильно, дети, это глобус. А что такое глобус? (ответы детей). Действительно, глобус – это уменьшенная модель нашей Земли. Синим цветом на нём обозначены моря, реки, океаны; коричневым – горы; жёлтым – пустыни; зелёным – равнины, леса и поля, а белым – ледники. А теперь давайте представим, что мы с вами находимся в космическом корабле. Сядьте на ковре поудобнее, закройте глаза.

(Звучит музыка Дидье Маруани «Мagic Fly», на экране проектора — вид Земли из космоса). Ребята, посмотрите, вот какая наша Земля – маленькая, беззащитная. На нашем космическом корабле её можно облететь за 1,5 часа, а это меньше, чем вы спите во время дневного сна. Земля – наша родная планета, наш дом. Посмотрите, какие красивые места есть на нашей Земле!

(Показ слайдов презентации)

Мы с вами должны любить и беречь нашу Землю, бережно и заботливо относиться к природе и её ресурсам, не загрязнять окружающую среду, экономно использовать воду, свет, газ, электричество, иначе может случиться непоправимая беда. Посмотрите, к чему может привести бездумное отношение человека к природе (показ слайдов экологической катастрофы).

Огромное количество мусора, дым из фабричных труб, выхлопные газы машин, загрязнение рек, почвы – всё это отравляет мир вокруг нас. Мы же с вами не хотим жить в таком грязном, мрачном, страшном мире? А чтобы лучше узнать, как мы можем помочь сохранить окружающую природу и мир вокруг нас, я предлагаю всем нам отправиться в сказку. Вы ведь любите сказки? Тогда приготовьтесь.

(Дети сидят на ковре, звучит музыка волшебства из фильма о Гарри Поттере. Воспитатель медленно произносит «заклинание». Помощник воспитателя в это время на ковре раскладывает вырезанные из бумаги маленькие человеческие следочки, расставляет макеты деревьев)

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять, начинаю колдовать.

Глазки быстро закрывайте, в сказку птицей улетайте.

Как в ладоши хлопну я, будем в сказке мы, друзья.

(Воспитатель хлопает в ладоши, дети открывают глаза)

Смотрите, ребята, куда это мы с вами попали? Наверное, это сказочный лес, и живут здесь сказочные персонажи. Смотрите, следы! Давайте подойдём к ним поближе. (Дети встают, подходят к следам) Как вы думаете, кому принадлежат эти следочки? (Ответы детей: Зайцу, Бабе Яге, Лешему, Медведю и т.д.) Как же нам узнать, чьи это следы? (Предположения детей: посмотреть в книге, в интернете, пойти по ним дальше и т.д. ) По сравнению со ступнями ваших ножек, эти следы большие или маленькие? (Дети сравнивают, определяют, что маленькие) Кто же здесь наследил?

(Тут слышится крик совы «Угу-угу», и к детям выходит тётушка Сова (взрослый)

Тётушка Сова: Кто это тут по моему лесу бродит, его жителей пугает? Что за непрошенные гости?

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемая. Мы из детского сада. Случайно попали в ваш волшебный лес. А кто вы?

Тётушка Сова: Я – тётушка Сова, этого леса глава.

Триста лет я здесь обитаю, всё-всё на свете знаю!

Воспитатель: Так скажите нам, чьи это такие маленькие следы петляют тут между деревьями?

Тётушка Сова: А вот вы отгадайте загадку, тогда узнаете.

В шляпе схож с боровиком этот лесожитель.

В колпачке же – со сморчком, лес – его обитель.

Дебри с детства хороши жителю такому:

Здесь туристов – ни души, хорошо здесь … (гному)

(Натали Самоний)

Правильно отгадали. Это следы гномика Экономика. Он тут неподалёку проживает в своём чудесном домике с братом и друзьями. Видно, вы не случайно в наш лес попали. Ведь Экономик очень хотел с вами, детишки, встретиться, хотел сам в ваш детский сад идти, да дела его задержали. Вот послушайте, что я вам о гномиках расскажу и покажу.

(На слайдах презентации демонстрируются картинки с гномиками)

На опушке в домике жили-были гномики.

Серьёзный старший гномик звался Экономик.

Берегунчик, младший гном, был весёлым болтуном.

Жили дружно гномики в своём чудесном домике.

Дом хотя был небольшой, но зато какой чудной!

Что чудесного в том доме? Так скажу: он экономен.

Домик строили ведь сами из того, что под руками:

Из бумаги и картона, из пластмассы и бетона,

Щебня, гальки и соломы – вышел домик экономный!

Крыша – из металлолома, но не боится она грома

Так как есть громоотвод, от грозы он сбережёт.

Окна в доме из стекла, только хитрость есть одна:

Утеплили гномы их, чтобы холод не проник.

Стены тоже утеплили, чтоб в морозы не настыли.

Дом построили что надо два находчивые брата!

И зажили в нём счастливо, экономно, бережливо:

Воду зря не проливали, дров без толку не сжигали,

Электричество не жгли – пуще глаза берегли.

Зря бумагу не бросали, в макулатуру собирали.

Пластик и металлолом несли в контейнеры за дом.

А электробатарейки клали в ящик у скамейки.

Берегли вокруг природу, не бросали там отходов.

В общем, были наши гномы просто чудо-экономы.

В гости к ним друзья ходили, вместе чай с ватрушкой пили:

Энергоша – гном-аскет, экономил газ и свет,

Электроша – тот берёг всей душой электроток.

А ещё был друг Теплоша – гномик-теплоберегоша.

А воду берёг везде Водяша – главный по воде.

Ведь знают все — и внук, и дед- без воды-то жизни нет!

Часто гномики встречались, говорили, совещались:

Как же людям объяснить, что нужно экономней быть?!

Решили в детский сад пойти, и всё детишкам донести:

Что экономить нужно воду, беречь тепло, сырьё, природу,

Ведь чтобы землю сохранить – всем бережливей нужно быть!

 

Да вот не получилось Экономику к вам в садик пойти. Неизвестно откуда нагрянула на наш лес беда по имени Мусорина Сорителевна. Где она не пройдёт – следы мусорные за собой оставляет. Весь лес испоганила. Вот посмотрите, что она творит (на презентации – слайды с мусором в лесу). Бросились на борьбу с ней наши отважные гномики во главе с Экономиком. Да пока никак победить её не удаётся.

(Раздаётся хохот. Выходит Мусорина Сорителевна (взрослый в костюме из обрывков газет, целлофана, пластиковых бутылок, банок; на голове – корона из пластиковой бутылки, в руках — коробка мусора. Коробку она ставит на землю)

Мусорина: Ха-ха-ха! Никому меня не победить, тем более, этим малявкам! Я давно их заколдовала своей волшебной проволокой! Вам никогда их не найти, и не расколдовать!

Тётушка Сова: Как же так? Что ты сделала с нашими гномиками? Где они?

Мусорина: Ха-ха-ха! Вам их никогда не найти! Скоро весь мир будет моим! Вся планета Земля покроется мусором, грязью, дымом! Никому со мной не справиться! (Мусорина уходит, а коробку с мусором оставляет)

Воспитатель: Ребята, что же делать? Как остановить эту злобную Мусорину Сорителевну и спасти отважных гномиков?

Тётушка Сова: Смотрите, эта коварная Мусорина забыла свою коробку с мусором. Тут и бумага, и пластмасса. Ребята, давайте наведём порядок — рассортируем мусор. Вон под деревом стоят корзинки. Возьмите их. Девочки собирают макулатуру, мальчики – пластмассу.

(Мусор (газеты, тетради, обёртки, пластиковые бутылки, пробки, части пластмассовых игрушек, конструктора) высыпается из коробки. Дети сортируют его в две корзинки. Находят стеклянную банку с крышкой. Банка не прозрачная, покрашена краской изнутри. Спрашивают, класть ли её с пластмассой).

Воспитатель: Странно. В коробке всё бумажное и пластмассовое, а банка стеклянная. А давайте посмотрим, что же в этой банке Мусорина припрятала.

(Воспитатель открывает банку. Там лежит маленькая статуэтка гномика и записка. Воспитатель читает её детям)

Воспитатель: Здесь написано «Чтоб Водяшу оживить, надо чудо сотворить: воду мёртвую в живую превратить». Что бы это значило, как вы думаете? (Ответы детей: надо поколдовать, сказать волшебные слова, найти живую воду и т.д.)

Тётушка Сова (берёт в руки статуэтку): Это же гномик Водяша! Мусорина превратила гномика Водяшу в эту маленькую статуэтку. А чтобы его оживить, нужно добыть живую воду, то есть чистую, прозрачную. А у нас в лесном озере Мусорина всё загадила, вода стала грязная, мутная. Что же делать?

Воспитатель: Ребята, а ведь мы сможем помочь! Помните, как мы с вами делали в нашей лаборатории опыт по очистке воды? Можете рассказать?

(Ответы детей: нужно взять колбу, воронку и вату. В воронку положить вату и наливать через неё грязную воду. В колбу будет стекать уже чистая прозрачная вода).

Воспитатель: Тётушка Сова, несите нам свою мёртвую воду. Сейчас ребята будут превращать её в живую. (Подходят к столу, где под большой салфеткой стоят приборы для проведения опыта по фильтрации воды. Тётушка Сова приносит пробирки с грязной водой). Только помните, ребята, что у вас в руках посуда из стекла, и обращаться с нею нужно бережно и осторожно, чтобы не разбить. Итак, сейчас четыре пары ребят будут очищать воду, чтобы спасти гномика Водяшу.

(Проводится опыт по фильтрации воды)

Тётушка Сова: Молодцы, видите, какая чистая вода у вас получилась. А теперь давайте поместим в банку нашего гномика Водяшу, обольём его вашей прозрачной, чистой, «живой» водой, и все вместе скажем волшебные слова «Чары-чары, отступите. Грязь и мусор, пропадите. Экономим-бережём, к жизни гномика вернём».

Раздаётся голос Водяши: «Спасибо, ребята! Я – гномик Водяша. Вы меня оживили, и теперь с помощью вашей «живой» воды я поспешу спасти все водоёмы от загрязнения. Вы – большие молодцы. И конечно, знаете, что воду нужно беречь. Не тратьте воду напрасно, следите, чтобы вода из кранов не капала, плотно закручивайте ручки кранов после использования воды. Не включайте краны на всю мощность, когда моете руки. Не загрязняйте воду в водоёмах (речках, ручейках, озёрах). Расскажите об этом своим родителям, друзьям. И тогда вода на нашей планете Земля никогда не закончится! До свидания, друзья! Мне пора спешить на помощь водоёмам, а вы помогите спастись другим гномикам»

Выходит Мусорина: Ах вы, негодяи! Зачем освободили Водяшу? Теперь все водоёмы опять станут чистыми! Ну ладно! Зато гнома Электрошу вам никогда не спасти! Его можно оживить только, если покажете мне электричество! А этого вы никогда не сумеете, ха-ха-ха!

Воспитатель: А вот ты и ошибаешься, Мусорина! Сейчас мы тебе покажем самое настоящее электричество! Ну ка, тётушка Сова, дай нам расчёски!

(Тётушка Сова даёт детям расчёски и шерстяную ткань. Дети натирают расчёски и подносят к волосам. Волосы поднимаются под действием статического электричества).

Воспитатель: Смотри, Мусорина, электричество привело в движение наши волосы. Дети, давайте скажем скорее волшебные слова и спасём гномика Электрошу от злой Мусорины!

«Чары-чары, отступите. Грязь и мусор, пропадите. Экономим-бережём, к жизни гномика вернём».

Голос гнома Электроши: Ура! Дети, спасибо, что вы меня спасли. Это я, Электроша. Вы меня не видите, как и не видите электрический ток, бегущий по проводам и оживляющий всю технику, помогающую вам по хозяйству и делающую вашу жизнь комфортнее. А какую электрическую технику вы знаете? (Ответы детей: пылесос, чайник, микроволновка, стиральная машина, фен, холодильник, телевизор, электроплита, компьютер, троллейбус, электричка и т.д.) Правильно, вся эта техника работает с помощью электричества. А рождается электричество на больших электростанциях. Затем по проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, приходит в ваши дома, на заводы, помогая человеку. Провод — это дорожка для частичек, он одет в резиновую рубашку, а под ней — пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам электрический ток попадает в дома. Электроток похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы – электроны.

Мусорина: Подумаешь, электричество! Будем его тратить, сколько влезет! Его совсем не жалко!

Электроша: Что ты! Электричество нужно экономить, ведь оно дорого стоит, и очень много труда требуется, чтобы электричество пришло в дома к людям!

Мусорина: Ещё чего, экономить! Ну и пусть закончится это электричество! Напугал!

Тётушка Сова: Ребята, а как вы думаете, что будет, если электричества не станет?

(Ответы детей: Транспорт остановится, не подадут воду, в домах станет холодно, темно, продукты в холодильнике испортятся, не будут работать ни телевизор, ни компьютер, ни магнитофон и т.д.)

Электроша: Правильно. Электричество очень важно в жизни человека, без него современным людям просто не обойтись. Поэтому электричество нужно экономить и беречь. Когда вы уходите из дома или даже ненадолго выходите из комнаты, нужно всегда выключать свет. Лампочки тоже в доме лучше использовать энергосберегающие, чтобы зря электричество не тратить. Помните об этом и расскажите всем своим друзьям. А я поспешу в другой детский сад, чтобы все дети узнали, что нужно беречь и экономить электричество. А вы, ребята, отправляйтесь на поиски моего друга, гнома Теплоши, потому что только вы сможете выручить его из плена противной Мусорины.

Мусорина: Вот ещё! Теплошу им точно не найти! Никогда! Даже подсказки не найти!

Воспитатель: Мусорина! А ты в игры играть любишь?

Мусорина: Ну люблю! А что?

Воспитатель: Так давай поиграем в игру «Тепло-холодно». Ты подсказку о том, где найти Теплошу, спрячь, а мы будем искать. Если подойдём к ней близко – скажешь «Тепло», если удалимся – «холодно». Согласна?

Мусорина: Ну ладно, это я люблю.

Игра «Тепло-холодно». Под одним из деревьев дети находят коробку с картинками (картинки: печь, шуба, камин, свитер, шарф, огонь, солнце, одеяло, батарея, шапка, варежки, обогреватель)

Мусорина: УУУ! Перехитрили вы меня, нашли подсказку. Но решить задачку не так-то просто! Моё испытание называется «Не ошибись». Все эти картинки нужно рассортировать на две группы: предметы, которые согревают человека, вырабатывая тепло; и предметы, которые сохраняют тепло, не вырабатывая его. Нужно это сделать быстро, пока сыплется песок в песочных часах. Девочки будут выбирать картинки, на которых изображены предметы, только сохраняющие тепло, а мальчики — предметы, вырабатывающие тепло. Время пошло!

Звучит музыка из мультфильма «Русалочка». Дети сортируют картинки в две группы.

Мусорина: Ну-ка, проверим, что тут у вас получилось! Опять всё правильно! Безобразие!

Воспитатель: Ну-ка, ребята, произнесём скорее волшебные слова: «Чары-чары, отступите. Грязь и мусор, пропадите. Экономим-бережём, к жизни гномика вернём».

Голос Теплоши: Спасибо, что освободили меня из плена Мусорины! Без тепла жизни на Земле быть не может. Основной источник тепла не Земле – Солнце. Но, кроме того, люди используют много искусственных источников тепла: костер, печку, водяное отопление, газовые и электрические нагреватели и т. д. Тепло тоже нужно беречь.

Не забывайте плотно закрывать двери и окна в доме и в подъездах; напомните родителям о необходимости тщательно утеплить и заклеить окна, балкон, утеплить двери. Чтобы в доме было теплее, не нужно заграждать батареи мебелью. Закрыв занавески, вы тоже дополнительно удержите тепло в комнате. И, конечно же, теплее одевайтесь в холодное время, чтобы реже пользоваться дополнительными отопительными приборами. Ну, мне уже пора. А вам, чтобы согреться, я предлагаю поиграть в подвижную игру «Тепло».

Игра «Тепло»

Ход: один ребенок — ловишка, он стоит в середине круга, образованного детьми. Играющие прыгают на двух ногах (ноги в стороны — вместе), приговаривая: «Тепло! Тепло!» При этом они разводят руки в стороны, то закладывают их за спину. Ловишка старается осалить кого-нибудь в тот момент, когда у него руки разведены в стороны, а ноги врозь.

Мусорина тоже играет с детьми.

Мусорина: Фу, уморили! Зато меня, Мусорину Сорителевну, повеселили.

Тётушка Сова: Ну вот видишь, ребята и задания твои выполняют, и играют с тобой. А ведь они в наш лес не просто так пришли, а чтобы с гномиками встретиться, да советы их мудрые послушать. Отпусти ты Экономика и Берегунчика.

Мусорина: Ну вот ещё! Ишь, чего выдумали! Эти противные гномы всю мою красоту испортят: все свалки почистят, весь мусор уберут, пересортируют и переработают. Не бывать этому! Хочу, чтоб везде был мусор, грязь, дым, тратились энергия, газ, свет, тепло, вода!

Воспитатель: А мы с ребятами тоже собирать и сортировать мусор умеем. Вот мы отдельно собрали макулатуру, отдельно-пластмассу. А ещё мы умеем делать настоящую бумагу из макулатуры.

Мусорина: Не может этого быть!

Воспитатель: А мы тебе сейчас докажем и покажем. Для работы нам понадобиться: старая газета; блендер; утюг; полотенце; кувшин для замачивания бумажных кусочков; металлическая сетка (такой накрывают сковородки при жарке), таз — достаточно большой, чтобы в него можно было положить эту сетку.

(Заранее заготовлены материалы для всех этапов опыта, чтобы можно было показать результат детям)

Воспитатель: Ну-ка, ребята, порвите старую газету на много маленьких кусочков, замочим их в воде. Бумага должна набухать в воде всю ночь, но мы ведь в сказке и ускорим этот процесс с помощью волшебного платка и заклинания «Крибле-крабле-бумс» (Накрывает кувшин с бумагой платком. Далее использует заготовленные заранее 30-40 кусочков газеты размером около 2 х 2 см, замоченные на ночь в воде). Теперь в кувшин блендера кладем эту кипу мокрых размягченных листочков. Наливаем в кувшин воду приблизительно на 2/3 объема. Включаем блендер и измельчаем кусочки бумаги на мелкие волокна. Переливаем размельчённую бумагу в таз достаточно большой, чтобы в него можно было положить сетку. Кладем в таз сетку. Ждем минут 5-10, чтобы взвесь осела на сетку. Поколдуем, чтобы ускорить процесс (накрывает таз платком, говорят «Крибле-крабле-бумс» и вытаскивает заранее заготовленную сетку с бумагой на ней). Кладем сетку на полотенце, а сверху осторожно накрываем также полотенцем. Проглаживаем горячим утюгом взвесь на сетке через полотенце. Убираем полотенце и осторожно, за край, снимаем с сетки бумагу. Кладем лист бумаги на другое полотенце, сверху накрываем опять полотенцем и оставляем для окончательной просушки на 8-10 часов.

Но мы так долго ждать не можем, поэтому опять будем колдовать (говорят «Крибле-крабле-бумс», воспитатель достаёт заранее полученный опытным путём лист бумаги, которая напоминает картон). Вот какая бумага у нас получилась из обыкновенной макулатуры!

А пластмассу, металл, стекло мы тоже собираем и сдаём на переработку. Так что у тебя, Мусорина, не получится Землю загадить!

Мусорина: Караул! Спасите! Я погибаю! (убегает)

Тётушка Сова: Да вы настоящие герои! Победили злую и коварную волшебницу Мусорину и спасли Землю от загрязнения и гибели!

Выходят гномики (дети) Экономик и Берегунчик:

Экономик: Спасибо, ребята, что вы нас вызволили из плена Мусорины. Она нас заколдовала, когда мы как раз собирались к вам в детский сад, чтобы рассказать о необходимости бережно относиться к природе и её богатствам, беречь воду, тепло, свет, электроэнергию, собирать для переработки макулатуру, металлолом, пластмассу, чтобы сохранить нашу планету Земля.

Берегунчик: Вы такие молодцы! Ваши знания и умения помогли расколдовать и наших друзей Водяшу, Электрошу, Теплошу. Они тоже пошли к детям в другие садики, чтобы дать советы по экономии и бережливости. А вам, ребята, мы с Экономиком хотим подарить памятки-советы. Вы их покажете своим родителям, вместе с ними почитаете и будете руководствоваться в жизни.

(Раздают памятки детям)

Воспитатель: Спасибо вам, гномики, за советы. Ребята обязательно будут ими пользоваться и научат своих родителей. А теперь нам уже пора возвращаться в детский сад. Ребята, давайте попрощаемся с гномиками (прощаются)

Экономик: До новых встреч, друзья! Нам с братом тоже пора, нужно очистить лес от следов Мусорины Сорителевны.

Тётушка Сова: Я тоже вам помогу. До свидания, ребята. Было очень приятно с вами познакомиться (гномики и тётушка Сова уходят).

Воспитатель: Ребята, чтобы нам из сказки попасть в наш детский сад, нужно опять произнести волшебные слова. Садитесь скорее на коврик, закрывайте глаза.

(Звучит музыка волшебства из фильма о Гарри Поттере. Помощник воспитателя убирает деревья).

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять, начинаю колдовать.

Глазки быстро закрывайте, домой из сказки улетайте.

Как в ладоши хлопну я, будем в садике, друзья.

Ну вот мы и вернулись домой. Наше приключение закончилось. О том, что сегодня с вами произошло, обязательно расскажите своим родителям, почитайте вместе памятки, которые подарили вам гномики, и не забывайте, что нужно беречь и любить родную Землю, природу, бережно относиться к природным богатствам.

Памятка

Мудрые советы для бережного отношения к теплу в доме

  • Плотно закрывайте двери, чтобы дети не болели!
  • Вы откройте батареи – будет суше и теплее!
  • Экономь своё тепло: ты одень балкон в стекло. Оживут цветы под солнцем у такого вот оконца!
  • В доме выбито стекло – разве будет в нём тепло?
  • Если ветер в окна свищет или дождь в портьеры брызжет – значит, ясно нам одно: не застеклено окно!
  • Как ещё тепло хранить? Вентиляцию прикрыть!
  • Чем шире подоконник, тем меньше тепла уходит наружу через окно. Поэтому, если вы делаете капитальный ремонт в вашей квартире, подумайте о замене подоконников.
  • Если вам позволяют финансовые возможности, заменяйте обычные окна окнами, устойчивыми к любым погодным условиям, — стеклопакетами.
  • Не оставляй долго открытыми форточки.
  • Не делай сквозняков в квартире.

Мудрые советы бережного отношения к воде

  • Закрывай воду в кранах.
  • Не разливай воду.
  • При поломке крана вызывай сантехника.
  • Закрывай кран, пока ты чистишь зубы.
  • Пользуйся стаканом для полоскания рта.
  • Принимай короткий душ вместо ванны.
  • Наливай в стакан воды столько, сколько выпьешь.
  • Стирай свои личные вещи не под струёй воды, а в тазике.
  • Плотно закрывай кран, но не прилагай лишних усилий.

Мудрые советы бережного отношения к электричеству

  • Уходишь из дому – погаси свет!
  • Уходишь из дому – проверь, выключены ли электроприборы!
  • Чаще протирай лампочки и плафоны.
  • Не забудь выключить свет в подъезде, когда на улице уже светло.
  • Устанавливайте, где возможно, энергосберегающие лампы
  • На окнах не должно находиться много предметов, препятствующих проникновению света в помещение.
  • Если идёшь в другую комнату, выключай за собой свет.
  • Помни: в комнате светло, когда окна чистые.
  • Включайте компьютер тогда, когда действительно собираетесь работать.

 

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

ДАВАЙТЕ ВСЕ ВМЕСТЕ ОБЕРЕГАТЬ НАШУ ЗЕМЛЮ, ОГРОМНУЮ ДЛЯ НАС, НО ТАКУЮ МАЛЕНЬКУЮ В КОСМИЧЕСКИХ МАСШТАБАХ, ЖИВУЮ ЗЕЛЁНУЮ ПЛАНЕТУ. БУДЕМ ДУМАТЬ О КАЖДОМ ШАГЕ, О КАЖДОМ ПОСТУПКЕ, ЧТОБЫ НЕ ПРИЧИНИТЬ ВРЕДА НИ НАШЕМУ ОБЩЕМУ ДОМУ, НИ ЕГО ОБИТАТЕЛЯМ!

 

Литература:

1.Кузьменок, И. Л. Азбука бережливых / И. Л. Кузьменок // Здаровы лад жыцця. – 2006 — № 8.

2.Пиляк, М.А. «Азбука Берегоши». http://vscolu.ru/articles/zanyatie-s-doshkolnikami-po-energosberezheniyu.html

3.Сапун, И.Н. Культура энергосбережения в образовательном процессе учреждения дошкольного образования/ И.Н.Сапун.- Минск. АПО, 2012 г.

4.Самоний, Н. «Гном. Загадка «Доскажи словечко». http://www.stihi.ru/2012/12/03/679

5.Чабаненко, Л. Л. Наше богатство в наших руках: метод. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Л. Л. Чабаненко. – Минск: Зорны верасень, 2009.

 

С. Петриман


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх