Занятие по исследовательской деятельности в старшей группе

Задачи:

  • совершенствовать навыки воспитанников в умении формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент, делать выводы, умозаключения;
  • актуализировать знания о разных видах яиц, их свойствах;
  • развивать у детей креативное мышление, речевую, творческую активность, интеллектуальные, артистические способности;
  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, доброжелательность.

Оборудование и материал: яйца куриные варёные, сырые, омлет, глазунья, яйца-инкубаторы перепелиные, заготовки сказочных героев из бумаги, яичная скорлупа, стаканы с солёной и пресной водой, скотч, книга, схема-модель куриного яйца для демонстрации, схемы экспериментов для записей на каждого ребёнка.

Предварительная работа: свободная экспериментальная деятельность детей, отгадывание загадок, изготовление поделок из яиц, драматизация сказки «Курочка Ряба».

Методы и приёмы: словесные (вопросы, рассказ воспитателя, диалог), наглядные, практические (игра, экспериментирование, конструирование).

Ход занятия

Дети заходят в группу, становятся в круг, воспитатель предлагает каждому ребёнку представить себя: дать себе определение по первой букве имени. Воспитатель начинает: «Ирина — интересная…» и т.д.

Игра «Что умеют мои руки».

Дети (поочерёдно). «Мои руки умеют…».

Воспитатель (В.). А мои руки умеют делать интересные поделки, экспериментировать. Разрешите мне воспользоваться сегодня на занятии этим даром, пригласить вас в удивительную лабораторию и поделиться своими умениями.

В уголке экспериментирования подготовленный ребёнок «пишет» что-то в блокноте.

В. (обращается к ребёнку). Скажи, пожалуйста, чем ты так увлечён?

Ребёнок. Сочиняю сказку.

В. Можно поинтересоваться, какую?

Ребёнок. Сказку про курочку Рябу.

В. Но мы эту сказку знаем ещё с яслей. Правда, ребята? А недавно инсценировали её для младших групп.

Ребёнок. Я сочиняю продолжение этой сказки.

В. Вспомните, ребята, чем закончилась сказка? (Курочка сказала, что снесёт целый короб не золотых, а простых яиц.)

Ребёнок. Ну, вот я и думаю, что случится с этими яйцами потом?

В. Это очень интересная мысль. Ребята, вы хотите сегодня узнать о яйцах что-то новое и интересное? А начать я предлагаю с загадок:

  1. В какой праздник красят яйца?
  2. Явился в жёлтой шубке, прощайте две скорлупки!
  3. Почему курица откладывает яйца?

Молодцы! Вспомните, пожалуйста, кто выводится из яйца? (Выслушать предположения каждого ребёнка.)

Теперь я предлагаю пройти в наш инкубатор и посмотреть, кто же проклюнулся у нас?

Дети проходят в инкубатор и рассматривают яйца.

В. Ребята, как вы думаете, где ещё можно увидеть яйца? (версии детей.)

Мы имеем сегодня уникальную возможность побывать в «мини-маркете» и в «столовой».

Скажите, пожалуйста, яйца каких птиц можно купить в магазине? (куриные, перепелиные.) Как вы думаете, почему в магазине не продают голубиные или воробьиные яйца? (предположения детей.)

Педагог приглашает детей пройти в «столовую», где на тарелках лежат два яйца, приготовлены омлет и глазунья.

В. Кукла Маша заказала для себя варёное яйцо. Какую тарелку мы оставим на столе? (Дети исключают глазунью, омлет.) Но на тарелке два яйца, как нам определить, какое из них варёное?

Педагог предлагает одному из детей провести эксперимент.

В. Молодцы, справились с заданием. Кукла Маша вам очень признательна. А хотите ещё поучаствовать в эксперименте? Тогда проходите, пожалуйста, в нашу научную лабораторию, присаживайтесь.

Опыт 1.

На столе перед каждым ребёнком стоят два стакана (один с пресной водой, другой — с солёной). Воспитатель предлагает опустить в каждый стакан по одному яйцу.

В. Что произошло с яйцами? (одно всплыло, другое утонуло.)

Подводит детей к выводу: солёная вода обладает большей плотностью, чем пресная, и поэтому с большей силой выталкивает предметы.

Дети наблюдают, что яйцо покрылось пузырьками, и делают вывод о том, что внутри него есть воздух.

Опыт 2.

Педагог предлагает рассмотреть скорлупу яйца, обследовать её, потрогать на ощупь.

В. Какая скорлупа на ощупь? Почему она хрупкая? (подводит к выводу о том, что повреждены частички, из которых она состоит.)

Я предлагаю вам закрепить края скорлупы с помощью скотча и посмотреть, что получится.

Дети ставят на укреплённую скорлупу различные тяжёлые предметы, но скорлупа не трескается.

Вывод: частички яйца опять стали крепко держаться друг за дружку, и яйцо вновь приобрело свою прочность.

В. Как вы думаете, почему скорлупа яйца должна быть прочной? (Предположения детей.)

Ребята, три дня назад я поместила варёное яйцо в уксус.

Давайте посмотрим, что из этого получилось.

Воспитатель достаёт яйцо, бросает его, яйцо отскакивает от пола.

В. У нас получился необыкновенный мячик! Какой из этого эксперимента можно сделать вывод?

Вывод: в уксусе скорлупа растворяется.

Воспитатель обращает внимание на схему-модель яйца и рассказывает, что яйцо состоит из скорлупы, белка, желтка и канатиков.

  • Скорлупа защищает внутреннее содержание яйца от высыхания, проникновения микробов, раздавливания. В ней имеются очень мелкие отверстия — поры. Через них внутрь яйца поступает кислород, который необходим для развития зародыша.
  • Под скорлупой находятся два слоя подскорлуповой оболочки. В тупом конце яйца один слой этой оболочки отходит от другого, и образуется воздушная камера.
  • Под скорлупой с её оболочками находятся белок и желток. Белок защищает желток от резких толчков и повреждений. В нём содержится запас воды и питательных веществ, без которых невозможно развитие зародыша.
  • Желток отделён от белка тонкой оболочкой, на его поверхности видно маленькое беловатое пятнышко — это зародыш цыплёнка, а желток — запас питательных веществ, необходимых для развития зародыша.
  • От оболочки желтка отходят канатики, поэтому во время высиживания яйца зародыш находится близко к источнику тепла — телу птицы.

В. Интересное строение у яйца? Скажите, пожалуйста, ребята, что вы сегодня узнали благодаря яйцу? Теперь я попрошу вас всё это записать в свои карточки.

Дети делают соответствующие записи, один ребёнок или несколько детей «зачитывают» их.

В. Разрешите пригласить вас в мастерскую, где мы изготовим персонажей сказок. Заготовки из бумаги у нас уже есть, теперь всё это я предлагаю закрепить на яйце.

Дети конструируют сказочных персонажей, используя пустые яйца.

Итог занятия:

В. Ребята, вы не будете против, если на вопрос о том, что вам сегодня понравилось на занятии, я попрошу ответить ваших персонажей?

Каждый ребёнок, используя свой сказочный персонаж, вступает в диалог с другим персонажем и делится с ним впечатлениями о занятии.

В. Большое всем спасибо за то, что внимательно слушали друг друга и меня. Вы много чего сделали своими руками. Теперь, я думаю, каждый из вас закончит самостоятельно свою сказку о курочке Рябе.

И. Дмитириева


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх