Занятие по шахматам с дошкольниками «Люблю я шахматную сказку»

В. Приглашаю детей в зал. На стене висит ключик. Предлагаю детям сесть, посмотреть, все ли собрались. (Ребята рассаживаются полукругом. Нет только Маши.) Обращаю внимание детей на ключ.

В. Где же наша Маша? И что это за ключ, от чего он? (Снимаю ключик. В это время в дверях появляется Маша в наряде куклы.)

В. Вот это сюрприз! Да она превратилась в куклу! (Завожу ее «волшебным ключом»)

Маша исполняет танец куклы. (Муз. Д. Шостаковича «Музыкальная шкатулка».).

В. Спасибо, Маша, мы как бы побывали в сказке, и этим ключом, который тебя завел, мы попробуем открыть нашу шахматную доску.

«Открываю» ключом демонстрационную доску и вешаю ее на стенку.

В. Внимание, игра!

  • Игра «Первый-второй»

Выполняется по цепочке. Первый ребенок несет фигуру, которую я называю, ставит на доску, второй ребенок говорит, где она стоит (адрес). И так дальше — по цепочке. Я пишу на другой доске (или на мольберте) обозначение фигуры и поля. В конце игры дети сами читают по порядку, какая фигура где стоит.

  • Игра «Цепочка букв»

Выставляю на доске буквы, которыми обозначаются шахматные фигуры вразнобой. Каждому участнику кружка предоставляется попытка ответить, какая фигура «прячется» за буквой.

  • Игра «Вертикаль-горизонталь-диагональ»

Предлагаю ребятам на своих листочках нарисовать сколько хочешь горизонтальных, затем вертикальных и диагональных линий. Участников кружка вызывают к доске и проводят по шахматным полям указкой — кто-какую хочет линию движения. Затем мы в воздухе перед собой проводим разные виды линий, как бы представляя их зрительно.

  • Игра «Узнай на ощупь»

В. Мы так любим шахматы, так хорошо знаем шахматные фигуры, что даже в темноте, ночью, даже на ощупь мы сможем удачно с ними «поиграть в прятки».

Дети закрывают глаза, стоят полукругом. Я подхожу к ним с набором фигур в коробке, каждый вытягивает фигуру, сначала называет ее, затем открывает глаза. Игра проводится быстро, по цепочке.

  • Игра «Прятки»

В. Однажды, когда дети построили белую и черную армию и приготовились играть, фигуры решили пошутить и спрятаться. Дети на мгновение закрывают глаза, в это время прячу фигуру. Тот, кого спрошу, пытается угадать, какая фигура исчезла. Играть можно и с усложнением (то есть могут исчезнуть не одна, а две или несколько фигур). Игра проводится в быстром темпе, на ковре. Можно использовать «Шахматный коврик».

  • Игра «Путаница»

В. Фигуры наши стояли на построении, готовые к началу партии и вдруг… налетел ветер  и разбросал их (звучит музыка).

В. Что тут началось!

Белый король от злости… почернел.

Черный король от злости… побелел.

Но в конце концов все стали на свои места.

Дети с изображениями шахматных фигур в руках под веселую и быструю музыку должны сначала разбежаться врассыпную по всему залу, а затем по сигналу ведущего собраться каждый на свое место.

Язык жестов.

Вопрос: «Что делают партнеры по шахматной игре до партии и после?» Дети в парах обмениваются рукопожатиями.

Ребята исполняют «Шахматную песенку». (Муз. Т. Хренникова из кинофильма «Гусарская баллада».).

Люблю я шахматную доску,

Фигуры черные и белые на ней,

И Королевы почерк жесткий,

И скачки резвые, внезапные коней.

Игра игрой, а Саша плачет:

«Победа в партии сегодня не пришла,

Но будет завтра все иначе,

Обида вся покажется смешна».

Люблю я шахматную сказку:

Кареты, пушки и короны, и штыки,

Солдаты ждут моей указки.

«Виват, король, уже построены полки!

Васильева М.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх