Занятие по воспитанию у детей сочувствия

Цель: воспитание бережного отношения к живой природе и желания поступать по совести на материале мультипликационно-игрового фильма «Мария, Мирабелла» (Молдова-фильм, «Союзмультфильм», СССР; Романия-фильм, Румыния, 1981 г.).

Задачи:

1. Использовать идентификацию с героем, сочувствие, сопереживание  как основу для осмысления эмоций детьми с целью постижения ими духовности самого фильма.

2. Познакомить детей с особенностями киновыразительности игрового фильма, включающего элементы мультипликации.

1-е занятие. Рисование.

В связи с психофизиологическими особенностями детей просмотр фильма «Мария, Мирабелла» делится на пять частей, каждая по 10—20 минут. Первая часть показывается  на занятии «Рисование» (песня лягушонка перед титрами фильма).

На занятии используется игра-задание «Нарисуй музыку». Предлагается прослушать веселую, жизнерадостную песенку  лягушонка, не глядя на экран. После разбора характера музыки, ее формы (куплетная), содержания текста дети определяют настроение, вызванное музыкой, затем  выполняют задание «Нарисуй музыку».

В конце занятия ребята повторно прослушивают песенку лягушонка, но уже глядя на изображение на экране, сравнивают свои рисунки с кинематографической версией песни.

2-е занятие. Ознакомление с природой.

Задача занятия — изменение у детей неприязненного отношения к лягушкам и жабам. Детям объясняют, насколько полезны и нужны природе эти безобидные существа, учат бережному и уважительному отношению к другим живым организмам, объясняют, какое важное значение в природе имеют связи между животными.

Дети отгадывают загадки и проводят наблюдения за лягушками, живущими в аквариуме экологической комнаты и в озерах, слушают голоса различных видов лягушек в грамзаписи, рассматривают иллюстрации, самостоятельно составляют экологическую цепочку питания, затем слушают стихотворения А. Барто; проводится игра «Лягушки и цапля».

Завершает занятие просмотр части фильма «Мария, Мирабелла».

3-е занятие. Развитие речи.

Во вступительном слове поясняется, что музыкальная киносказка «Мария, Мирабелла» сделана по мотивам произведения румынского писателя Иона Крянге и народного фольклора; сочетает элементы мультипликационного и игрового фильма.

Перед просмотром эпизода  фильма (продолжение) детям дается установка на правильное осмысление нравственного содержания фильма, на внимание к разным выразительным средствам мультипликации и игрового кино: игре живых, не нарисованных актеров, гриму, костюму, декоративному оформлению сцен в эпизодах игровой части фильма.

Вопросы:

  • Отличаются ли лягушата, бабочки, гусеницы, светлячки от других героев фильма — девочек, феи, Короля часов — и чем?
  • Отличаются ли характеры сестер Марии и Мирабеллы? Как это выражается в их словах и поступках в первых эпизодах фильма, в их отношении к лягушонку, бабочке, светлячку? Отражаются ли разные характеры на их внешности, выражении лица, костюме?
  • Как вы думаете, какая из сестер больше нравится авторам фильма и почему?
  • Как выглядит в фильме сказочный лес?
  • Опишите фею из фильма. Что в ней сказочного, как это выражено в облике, костюме, поведении?
  • Как выглядят фигуры «времен года» в киносказке? Что вы запомнили из их внешнего облика, костюмов?
  • Добрый ли Король часов? Какое у него лицо, костюм?
  • Кто выручил Мирабеллу в сказочном лесу?
  • Изменился ли ее характер?
  • Что доброго сделали бабочка, гусеница и лягушонок?
  • Как девочкам удалось помочь героям сказки (эпизоды с феей и Королем часов)?

4-е занятие. Лепка.

На занятии дети лепят фигурки лягушонка, бабочки, светлячка, гусеницы-принцессы. Дети сосредоточивают внимание на деталях их внешнего облика, которые делают персонажей сказочными, непохожими на простую лягушку, бабочку или гусеницу.

5-е занятие. Музыка.

На занятии проводится игра-инсценировка по сцене из фильма: «Мирабелла в сказочном лесу». Под звучащую фонограмму дети восстанавливают в памяти фрагмент содержания фильма и изображают героев мимически, постигают их характеры и взаимоотношения, духовную идею фильма, познают пластические выразительные возможности кино, развивая эмоциональную отзывчивость в киновосприятии.

В конце занятия ребята импровизируют, придумывают свой танец под песенку лягушонка.

О. Журавлева


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх