Занятие с дошкольниками по теме: «Солнечная система»

Цель: развивать интерес к астрономии, формировать элементарные представления об астрономии как науке о Вселенной; дать первоначальную информацию о планетах и звездах солнечной системы; развивать детскую наблюдательность, способность к осмыслению своих наблюдений, любознательность, пытливость, воображение.

Ход занятия:

— Солнышко, Солнышко! Я теперь и Луну знаю, и Венеру наблюдал, и звезды увидел! — сообщил Сережа Солнцу.

— Звезды, звезды … — мечтательно произнесло Солнце. — Нет ничего прекраснее нас …

— Кого это вас? — насторожился Сережа.

— Нас, звезд! — ответило Солнце.

— Солнышко, разве и ты звезда? — удивился Сережа. — Конечно! Самая настоящая звезда. Ты это хорошенько запомни!

Но Сережа поверить не мог. Ведь только вчера он смотрел на звезды. Их было много, а все равно темно. Солнышко — совсем другое дело. Днем на небе всего лишь оно одно, но оно так ярко светит, что смотреть на него без очень темных очков невозможно. Может быть, Солнышко пошутило? А вот Венера говорит, что она не звезда. Может быть, Луна тоже звезда?

— Солнышко, — спросил Сережа, — а Луна тоже звезда?

— Нет, нет, — торопливо ответило Солнце. — Не путай нас, звезд. Ни с планетами (например, с Венерой или Землей), ни со спутниками планет (Луна — это спутник Земли).

Сережа не очень понял, почему Солнце назвало Луну спутником Земли, но решил пока об этом ничего не спрашивать. А Солнце продолжало:

— Мы, звезды, которые ты видел, очень большие и горячие. Мы сами светимся и холодные планеты освещаем. Вот я, например, освещаю и согреваю Землю, Луну, Венеру.

— А почему другие звезды нас не греют и совсем не освещают?

— Далеко от Земли и очень далеко от меня живут мои дорогие сестрички. У них там свои заботы; есть, наверное, и свои планеты, которые тоже нуждаются в свете и тепле. Но ты обязательно постарайся познакомиться хотя бы с самыми яркими и заметными. Люди ведь любили звезды, придумывали имена наиболее ярким звездам, а самые заметные звездные фигуры стали называть созвездиями. На нашем небе есть созвездия Большой Медведицы, Малой Медведицы, Льва, Рыб и многие другие.

— Почему же я вчера не видел на небе никаких медведей, львов и рыб? — воскликнул Сережа.

-Их там и нет. В Большой Медведице не живет медведица, в Малой Медведице нет никакого медвежонка, в Рыбах не плавают рыбы. Не летают там ни лебеди и ни орлы, хотя есть созвездия Лебедя и Орла. Это просто названия разных созвездий. Причем созвездия имеют не только зверино-рыбье -птичьи названия. На небе есть созвездия, которые напоминают людям о героях разных сказок…

— Расскажи, расскажи мне какие-нибудь сказки, -попросил Сережа.

— Сказки я тебе расскажу позднее, а сейчас мы отправимся в путешествие по Солнечной системе. Чтобы попасть в это путешествие, надо выполнить три задания.

— Давайте поможем Сереже справиться с этими А заданиями.

1. Пройти по лабиринту.

2. Под диктовку составить рисунок на бумаге в клеточку и продолжить его до конца строчки. Отступите сверху листочка 6 клеток, слева 2 клетки и поставьте точку на пересечении клеточек.

Далее от точки: одна клетка наискосок вправо вверх; три клетки вверх; одна клетка наискосок вправо вверх; одна клетка наискосок вправо вниз; три клетки вниз; одна клетка наискосок вправо вниз; четыре клетки вправо.

3. Расшифруйте рисунок, соединив последовательно цифры друг с другом.

— Вы помогли Сереже справиться со сложными заданиями! Путешествие началось!

И вот что Солнышко рассказало Сереже.

— Сначала я нарисую Солнце. Вот так. А теперь всю его семью.

— Звезды? — спросил Сережа.

— Да нет же! Никаких звезд, кроме самого Солнца, в Солнечной системе, которую я собираюсь нарисовать, нет. Вокруг Солнца кружатся большие и малые шары. Всего их девять, а называются они планетами. Ближе к Солнцу планета Меркурий, за ней Венера, а третья — твоя Земля, твой земной шар.

С этими словами Солнце нарисовало не только Меркурий, Венеру и Землю, но и те пути, по которым эти планеты мчатся вокруг Солнца. Такие круглые дорожки астрономы называют орбитами планет.

— Это и есть Солнечная система? — спросил Сережа.

— Ну что ты! — воскликнуло Солнце. — Я же тебе сказало, что только одних планет девять. Я сейчас нарисую небольшой Марс, огромные планеты Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, а потом крохотный и самый далекий от Солнца Плутон …

И Солнце продолжало:

— У твоей Земли есть только одна Луна. Она все время кружится вокруг Земли, и потому называется ее спутником. У Плутона тоже один спутник. У Меркурия и Венеры нет ни одного, а значит, и рисовать нечего. У Марса — две крошечные Луны. Особенно много спутников (я даже точно не знаю, может быть, не меньше пятнадцати) у Юпитера, Сатурна и Урана. Ну, я еще здесь нарисую два спутника Нептуна. Вот так… Ух, даже устало.

— Ребята, давайте попробуем в ваших тетрадях изобразить Солнечную систему. А может быть, мы сделаем её с помощью пластилина?

Г. Майорова


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх