Об организации поисково-познавательной деятельности дошкольников

Метод маленьких человечков (ММЧ)

Окружающая природа является той средой, которая воспитывает и развивает ребёнка. Но сумеют ли наши дети оценить, украсить, сберечь и приумножить нашу природу? Это зависит от их экологического воспитания.

Экология — одна из самых острых проблем нашего времени. Из сугубо научного раздела биологии она превратилась в общественно значимую, наполнилась тревожным смыслом неблагополучия в окружающем нас мире. Экология — это наука, которая изучает условия существования живых организмов, о взаимодействии их между собой и физической средой обитания. Экология — это зависимость существования в природе, осознания влияния деятельности человека на природу.

Воспитание у людей высокой ответственности за сохранность природных богатств, разумное их использование — долг каждого гражданина. Поэтому перед воспитателями стоит задача: вводить ребёнка в мир природы, научить любить её. Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у дошкольников живой интерес, любознательность. В процессе экологического воспитания детей мы решаем следующие задачи:

  • Формирование экологических знаний.
  • Привитие начальных форм правильного отношения к природе, интереса к её познанию.
  • Привитие интереса к природным явлениям.
  • Воспитание чувства прекрасного.
  • Изучение правил поведения человека в природе.
  • Формирование научного подхода к познанию природы.

Однако далеко не все явления, происходящие в природе, могут быть самостоятельно понятыми детьми. Бесчисленные объекты и явления природы находятся между собой в самых разнообразных связях и отношениях: пространственных, временных, причинно-следственных. Надо привлечь внимание детей к особенностям сезонов, их характеристике, закономерностям явлений природы — смене времён года, движению солнца в течение дня. Ознакомление с сезонными явлениями природы происходят в процессе повседневных наблюдений. Наступление того или иного времени года связано с явлениями, которые непосредственно воспринимаются детьми — снегопад, гроза, туман. Ежедневные изменения — свет солнца, движение облаков, дождь и радуга — обогащают знания детей о природных явлениях.

Важным условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у человека определённого запаса сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений, существенную роль в формировании научного подхода к познанию природы играет поисково-познавательная деятельность детей, в ходе которой, овладевая способами практического взаимодействия с окружающей средой, происходит становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост.

Многолетняя работа с детьми показала, что опираясь только на наблюдения, тяжело сформировать наиболее глубокие представления о сущности процессов и явлений, протекающих в природе. Изучая литературу по ознакомлению детей с явлениями неживой природы, я заинтересовалась ММЧ (методикой «маленьких человечков») из ОТСМ-ТРИЗ-технологии. Передо мною встал вопрос: поможет ли мне ММЧ в проведении поисково-познавательной деятельности?

Начала свою работу с детьми 4-летнего возраста. В первую очередь оборудовала в группе поисково-познавательный центр-лабораторию, где дети становятся «маленькими учёными» и проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Здесь есть всё необходимое для проведения опытов: колбочки, пробирки, спиртовка, весы, прозрачные ёмкости разной формы и величины, пипетки, баночки для запахов, различный природный материал.

В своей работе с детьми уделяю большое внимание играм и опытам с объектами неживой природы, которые доставляют не только радость и удовольствие, но и развивают целый спектр умений, навыков, способностей, в том числе исследовательские и речевые. Использование объектов неживой природы (воды, снега, льда, песка, камней) особенно ценно в плане развития чувствительности пальцев рук, тактильной стимуляции, совершенствования моторных возможностей.

Для формирования адекватных представлений о неживой природе лучше использовать те объекты, которые окружают ребёнка в повседневной жизни. Теперь знания о жидких, твёрдых и газообразных веществах даю в ходе наблюдений, опытов и экспериментов с использованием ММЧ. Эта методика помогает ввести в мир молекул, помочь проникнуть в их тайный мир, увидеть изменения их в связи с каким-либо явлением.

Товкач Н.


На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх