Игры для формирования здорового образа жизни у детей

Игры-ориентации. Направлены на формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в общественных явлениях и объектах окружающей среды на основе игровых действий в конкретной ситуации.

«Какой витамин живёт в овощах и фруктах».

Цель: закрепление представлений о витаминах, продуктах, содержащих необходимые витамины.

Игровая среда: иллюстрации сказочных героев (Карлсон, Незнайка, Винни-пух, Волк и другие с проблемами в здоровье), предметные картинки с изображением продуктов питания, модели витаминов (разноцветные круги).

Проектирование воображаемой ситуации: однажды так получилось, что сказочные герои ушли из своих произведений посмотреть мир. Они путешествовали, знакомились с природой, слушали пение птиц, но вскоре путешествие перестало их радовать.

Проблемно-поисковая ситуация: что помешало героям дальше путешествовать?

Поисковая задача: помочь героям найти необходимые продукты, чтобы стать здоровыми.

«Растения, которые лечат».

Цель: развитие у детей умения ориентироваться в объектах окружающей действительности, применять свои знания в жизни, уметь оказать первую помощь.

Игровая среда: звуковой дизайн («Вальс цветов» П.И. Чайковского), гербарий лекарственных растений, предметные картинки.

Проектирование воображаемой ситуации: на территории учреждения дошкольного образования выросли различные растения, дети, рассматривали их, спрашивали друг у друга названия. Никто не мог ответить, что это за растения, кто их посадил, откуда они взялись. И вот однажды мальчик упал и поранил ногу, пришла медсестра, посмотрела рану, промыла её и приложила лист какого-то растения.

Проблемно-поисковая ситуация: что это за растение, как оно поможет мальчику?

Поисковая задача: определить названия лекарственных растений, их целебные свойства, меры предосторожности.

Игры-моделирования. Содействуют развитию у ребёнка способности к ориентации в процессе моделирования путей перемещения предмета во времени и пространстве.

«Приключения Мухи-Цокотухи».

Цель: содействие ориентационному моделированию в построении поэтапного выполнения действий по приготовлению лекарственного отвара; формирование необходимых умений при выполнении данной деятельности, предвидения и избежание опасной для здоровья ситуации.

Игровая среда: звуковой дизайн (фонограмма с музыкой задорного характера), картина-схема с изображением лекарственных растений; модели деятельности по приготовлению отвара на каждого участника, стрелочки (счётные палочки); сосуд для приготовления отвара, чашки по числу участников.

Проектирование воображаемой ситуации: в царстве насекомых жила наша гостья Муха-Цокотуха, веселилась, перелетая с места на место. Любила играть, радовалась встрече с друзьями, знала все цветы, растущие неподалёку. Услыхала она, что растения бывают лекарственные, которые помогают быть здоровым. Решила она отправиться в путешествие в Страну лекарственных растений. «Что же это за страна? Далеко ли она от моего уютного дома в оконной щели? Что за чудо-растения там можно встретить? Кто и когда их собирает? Как приготовить полезные для здоровья отвары?» — задумчиво рассуждала Муха-цокотуха.

Проблемно-поисковая ситуация: что представляет собой Страна лекарственных растений? Как приготовить полезные отвары, настои?

Поисковая задача: сориентироваться во внешних особенностях лекарственных растений, определить последовательность приготовления отвара из шиповника и его пользу.

«Службы охраны здоровья человека».

Цель: формирование представлений о том, что человек в некоторых жизненных ситуациях подвергается опасностям, в связи с этим необходимо обращаться за помощью в экстренные службы (101, 102, 103, 104); создание модели правильного информирования представителей службы об опасности.

Игровая среда: сюжетные картины, модели поведения человека, игрушечный телефон, театральные костюмы для обыгрывания ситуаций.

Проектирование воображаемой ситуации:

  • По дороге в детский сад мы заметили пожар…
  • Заболел папа…
  • Чужой человек пытается открыть дверь соседа…
  • Незнакомый человек приглашает сесть в машину…
  • На улице человеку стало плохо…
  • Дома разбился градусник…
  • В квартире слышен запах газа, дыма…
  • На перекрёстке не работает светофор…
  • Во дворе бегает бродячая собака…
  • Подошёл маленький котёнок…
  • Во дворе стоит большой, подозрительный пакет…
  • Участок дороги закрыли на ремонт…
  • Друзья предлагают быстро перебежать дорогу…
  • Укусила пчела…
  • Наступил на острый предмет…
  • Поранил руку…
  • Нашёл опасный предмет…

Проблемно-поисковая ситуация: как поступить в этих ситуациях?

Поисковая задача: определить модель объяснения информации о случившейся опасности.

Игры-стратегии. Направлены на формирование у детей дошкольного возраста разнообразных способов действий, необходимых для решения конкретной ситуации на основе личного опыта.

«Наша прогулка».

Цель: стимулирование мыслительной активности, способности создавать вариативные способы выхода из практической ситуации (создание кратчайшего маршрута).

Игровая среда: звуковой дизайн, имитирующий всевозможные препятствия (шум реки, метель, движение транспорта и т.д.); игровое поле; индивидуальные карты-схемы, условные мерки; карты-символы; бумага, цветные карандаши.

Проектирование воображаемой ситуации: Давайте представим, что мы с вами пошли на экскурсию в парк. Нам было там очень интересно, весело. Время шло. и оказалось, что мы опаздываем на обед.

Проблемно-поисковая ситуация: что же делать?

Поисковая задача: определить кратчайший путь из парка в детский сад.

«Опасный предметный мир».

Цель: стимулирование мыслительной активности, способности определять логические действия по оказанию помощи и решению ситуации в виде наглядной схемы последовательного выполнения действий.

Игровая среда: игровое поле, индивидуальные карты игрового поля по количеству детей.

Проектирование воображаемой ситуации: ребята пришли в гости к своему другу Егору, папа которого слесарь. В коридоре, на табурете стоял интересный предмет — саквояж с инструментами. «Что это?» — спросили ребята. «Это рабочие инструменты моего папы, но их нельзя трогать» — ответил гордо малыш. «Покажи, покажи, папа не узнает!» — попросили ребята. «Ладно, — согласился Егор, — но это тяжёлые инструменты». Ребята не смогли поднять саквояж, и он упал на пол, на ногу Егору. «Ой!» — закричал мальчик…

Проблемно-поисковая ситуация: что же делать? Как помочь Егору?

Поисковая задача: определить правила поведения в данной ситуации.

Социально-адаптационные игры. Направлены на обогащение социального опыта детей путём развития способности к позитивной ориентации в отношениях между человеком и окружающим миром, а также формирование основ здорового, адекватного поведения в обществе.

«Чудо – гребешок».

Цель: совершенствование навыков пользования средствами личной гигиены — расчёска; побуждение детей правильно относиться к разным способам ухода за волосами, формирование основ здорового поведения.

Игровая среда: расчёски разной формы, куклы; музыкальное сопровождение.

Проектирование воображаемой ситуации: девочка Маша просыпалась утром, не причёсываясь, бежала к своим игрушкам. Играла с ними и на просьбы мамы причесаться не реагировала. Но вот однажды она прибежала в комнату с игрушками и не смогла найти свои любимые куклы. «Ау! Где вы?» — закричала она. Но никто ей не ответил…

Проблемно-поисковая ситуация: почему игрушки пропали?

Поисковая задача: найти выход из создавшейся ситуации, определить правила ухода за волосами (за короткими, за длинными).

«Мир дорожных знаков».

Цель: определение способов действия человека и поведения водителя в соответствии с информационными знаками и разметкой, встречающимися на дороге в конкретной игровой ситуации.

Игровая среда: информационные дорожные знаки, схемы-модели дорог, перекрёстков; машины по количеству детей, игровые правила.

Проектирование воображаемой ситуации: щенку Тузику купили машину. Он решил покататься на ней по улицам города. На первом же перекрёстке возле дома, где проживал Тузик, он заметил красивый голубой знак. Заглядевшись на него, щенок попал в дорожно-транспортное происшествие…

Проблемно-поисковая ситуация: почему произошла авария?

Поисковая задача: познакомьте героя с дорожными знаками.

«Как стать добрым?».

Цель: воспитание умения включаться в игру со сверстниками, побуждая детей к развитию игровых действий.

Игровая среда: звуковой дизайн нежной музыки, две картины: злая (тёмная), добрая (светлая); листы бумаги, кисти, стакан с водой.

Проектирование воображаемой ситуации: ребята присели на ковёр и взяли красивые цветные кубики. Они решили строить сказочный дворец из данного материала для маленького гномика. Дети старались, принося всё новые детали, сделали пристройки к сооружению. Но тут прибёжала сердитая Шурочка. Она без жалости разрушила несколько этажей дворца. Дети пытались защитить свою постройку, отчаянно боролись за каждую деталь. Но скоро от дворца ничего не осталось. От бессилия, обиды и разочарования у детей потекли слёзы.

Проблемно-поисковая ситуация: почему девочка разрушила постройку?

Поисковая задача: найти выход из ситуации.

«Мои зубки».

Цель: закрепление представлений воспитанников о режиме ухода за зубами.

Игровая среда: предметные картинки, схемы ухода за зубами; часы.

Проектирование воображаемой ситуации: Буратино на день рождения подарили новую зубную щётку. Он так обрадовался подарку, что стал чистить зубы несколько раз на день. Носил с собой пасту и зубную щётку в кармане. На все просьбы окружающих он не реагировал, утверждая, что чем чаще чистить зубы, тем здоровее они будут.

Проблемно-поисковая ситуация: почему герой сказки так поступает?

Поисковая задача: определить время и способы ухода за зубами.

«Одежда».

Цель: закрепление представлений воспитанников о способах поддержания одежды в чистом виде.

Игровая среда: сюжетные картинки, схемы действий человека по уходу за одеждой; предметы одежды кукол.

Проектирование воображаемой ситуации: мне кажется, что сегодня наши куклы грустные. Они не улыбались мальчикам, не играли с девочками. Вид у них уставший. Почему так случилось? Они во время нашего отсутствия тщательно убирали в комнате: протирали пыль, чистили окна, мыли полы, пылесосили ковры и испачкали одежду.

Проблемно-поисковая ситуация: как быть куклам?

Поисковая задача: составить план последовательных действий по уходу за предметами одежды.

С. Усс


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх