Лечебная физкультура для детей при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

Приобретенные пороки сердца — органические поражения клапанного аппарата. В большинстве случаев это пороки ревматической этиологии. Чаще всего поражается митральный клапан, реже — аортальный и сравнительно редко — трехстворчатый.

Недостаточность аортального клапана часто сочетается с митральным пороком сердца. При этом вследствие морфологических изменений клапанов аорты возникает обратный ток крови из аорты в левый желудочек, который постоянно переполняется кровью, гипертрофируется. Аортальный порок компенсируется наиболее сильным отделом сердца — левым желудочком, поэтому он протекает более благоприятно. Стеноз аортальных клапанов как изолированный порок у детей встречается крайне редко.

Недостаточность трехстворчатого клапана отмечается редко и протекает в сочетании с другими пороками. При этом пороке в основном страдают правое предсердие и правый желудочек. Дефект клапанов компенсируется за счет гипертрофии правого желудочка. Так как компенсаторные возможности правого предсердия и правого желудочка сердца ограничены, это приводит к декомпенсации сердечной деятельности и застойным явлениям в большом круге кровообращения. Стеноз отверстия трехстворчатого клапана наблюдается редко. Это обычно врожденное заболевание, которое относится к тяжелым порокам сердца. Отмечается выраженный цианоз (синюшность носогубного треугольника).

Задачи лечебного физкультуры при пороках сердца:

  • компенсация недостаточности кровообращения;
  • повышение приспособительных возможностей сердца и аппарата кровообращения к изменяющимся потребностям организма;
  • повышение неспецифической сопротивляемости детского организма к неблагоприятным факторам окружающей среды;
  • расширение функциональных возможностей детского организма;
  • создание благоприятных условий для нормализации физического и психического развития ребенка.

Для решения этих задач при отсутствии признаков активизации ревматического процесса используются преимущественно общеразвивающие и прикладные упражнения. Большое значение уделяется подбору адекватной физической нагрузки и ее постепенному увеличению. Выбирают такие упражнения, при которых. В физической работе принимают участие все мышечные группы но принципу рассеянной нагрузки (поочередно на разные группы мышц).

Используют простые по координации упражнения для всех мышечных групп с выраженным мышечным усилием. Для мелких мышечных групп количество повторений — примерно 12 раз, для крупных — 2 — 5 раз. Из специальных упражнений наиболее эффективны упражнения, активизирующие экстракардиальные факторы кровообращения: дыхательные динамические и статические упражнения из различных исходных положений. Применяют диафрагмальное дыхание умеренной глубины (на один счет — вдох, на три или четыре счета — выдох). Дозированная ходьба (4 мин) используется в середине основной части занятия. Проводятся также подвижные игры с незначительной, умеренной и тонизирующей физической нагрузкой. Продолжительность занятий составляет 20 — 25 мин ежедневно.

Широко используются подвижные игры общефизиологического воздействия (с учетом состояния детей и их физической подготовленности) для общего укрепления организма ребенка, улучшения функций дыхания, нервной системы. Важно соблюдать принцип постепенного увеличения нагрузки для повышения общего тонуса, а затем и тренировки организма ребенка. Полезны игры с ходьбой в различном темпе, с широкой и плавной амплитудой движений, а также игры, тренирующие вестибулярный аппарат.

При систематических занятиях лечебной гимнастикой обеспечиваются стойкая компенсация порока и адаптация организма ребенка к физическим нагрузкам.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх