Лечебная физкультура для детей с ослабленным здоровьем

Увеличение количества детей дошкольного возраста, страдающих хроническими заболеваниями, неспособность кабинетов ЛФК в поликлиниках оказать помощь всем нуждающимся детям свидетельствуют о необходимости организации занятий лечебной физкультурой в дошкольных учреждениях.

ЛФК можно проводить в форме индивидуальных, малогрупповых (два-три ребенка) или групповых занятий (до восьми человек), которые организует инструктор ЛФК или медсестра дошкольного учреждения, прошедшая специальную подготовку.

Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, использующий физические упражнения и другие средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для восстановления здоровья и предупреждения осложнений болезней. Особенность ЛФК по сравнению с другими методами лечения и реабилитации заключается в том, что в качестве основного лечебного средства здесь используются физические упражнения, которые являются мощным стимулятором жизненных функций организма ребенка. С помощью физических упражнений можно избирательно влиять на различные функции организма, что очень важно при патологических проявлениях в отдельных системах и органах.

При многих заболеваниях снижается интенсивность протекания основных жизненных процессов. Это приводит к тому, что начинают преобладать процессы торможения в центральной нервной системе, снижается секреторная функция желез внутренней секреции. В результате ухудшаются вегетативные функции: снижаются функции кровообращения, дыхания и других систем, сопротивляемость и реактивность организма, ухудшается обмен веществ. Все это способствует снижению работоспособности, а при выполнении какой-либо мышечной или умственной работы быстро наступает утомление.

Современные противомикробные препараты быстро снижают температуру у больного и облегчают течение болезни, однако только лекарства не обеспечивают полного выздоровления. Обратное развитие воспалительного очага протекает медленно и требует много времени. Как правило, дети начинают вновь посещать дошкольное учреждение, когда у них еще наблюдаются остаточные явления воспаления. Физические упражнения способствуют полному восстановлению структуры легочной ткани, улучшают крово-и лимфообращение в легких, вызывают раскрытие капиллярной сети альвеол и этим ускоряют рассасывание остатков воспалительного инфильтрата. Неполное восстановление структуры легкого может привести к тому, что это заболевание приобретет хроническую форму.

Мышечная деятельность — главный стимулятор трофических процессов в сердечной мышце, поэтому физические упражнения способствуют улучшению обменных процессов в миокарде, благодаря чему восстанавливаются структура сердечной мышцы и ее сократительная функция.

Формирование компенсаций. Болезнь нарушает многие функции организма. Если страдают жизненно важные функции, самопроизвольно происходит перестройка больного органа, а часто и других органов и систем, чтобы заместить или выровнять нарушенные функции, т. е. осуществить их компенсацию. Так, при многих заболеваниях сердца ослабевает сократительная способность сердечной мышцы, из-за чего может уменьшиться количество крови, которую перекачивает сердце. Чтобы этого не случилось, сокращения сердца учащаются. В этом случае требуется длительное время или дополнительное врачебное воздействие, чтобы произошло замещение нарушений. Занятия физическими упражнениями ускоряют этот процесс и делают его более совершенным.

При хронических заболеваниях легких нарушается функция дыхания. Простейшая самопроизвольная компенсация проявляется в виде одышки. При выполнении мышечной работы одышка усиливается, а продолжительная нагрузка становится невозможной. Занятия физическими упражнениями способствуют выработке и закреплению компенсаций за счет укрепления дыхательной мускулатуры, увеличения подвижности ребер и диафрагмы. Нормализация функций. Для полного выздоровления недостаточно добиться восстановления поврежденного болезнью органа, необходимо также нормализовать его функции. Физические упражнения ускоряют этот процесс в организме, а для восстановления двигательных нарушений и работоспособности они имеют первостепенное значение.

Клиническое выздоровление далеко не всегда обеспечивает восстановление работоспособности. Во многих случаях необходимо, чтобы человек постепенно приспособился к мышечной работе. У перенесшего воспаление легких могут нормализоваться температура, состав крови, структура легочной ткани, но в процессе физической работы у него могут появиться обильное потоотделение, сердцебиение и головокружение. Для восстановления работоспособности потребуется длительное время. Нормализация двигательных качеств и функций внутренних органов, которые ухудшились в период болезни, достигается с помощью правильно подобранных физических упражнений.

Таким образом, оздоровительное и лечебное действие физических упражнений является многогранным. Их комплексное воздействие позволяет использовать физическую культуру при многих заболеваниях.

Физические упражнения можно условно разделить на три группы: гимнастические, спортивно-прикладные и игры.

Гимнастические упражнения представляют собой специальные, расчлененные, естественные для человека движения, при которых достигается избирательное воздействие как на определенные мышцы, суставы и связанные с ними внутренние органы, так и на весь организм в целом. В связи с этим их подразделяют на общеукрепляющие (общеразвивающие), которые используются для оздоровления всего организма, и специальные, восстанавливающие функцию пораженного органа или системы. Кроме того, гимнастические упражнения классифицируются по четырем признакам: анатомическому, активности выполнения, видовому, использованию предметов и снарядов.

В зависимости от анатомического признака выделяют упражнения для мышц головы, шеи, туловища, пояса, верхних конечностей, брюшного пресса и тазового дна, верхних и нижних конечностей, а также упражнения для мелких, средних и крупных мышечных групп.

По признаку активности выполнения упражнения подразделяются на активные, т.е. выполняемые самим занимающимся, и пассивные, которые выполняются при помощи другого чело-века. Активные упражнения в свою очередь делятся на облегченные, свободные, с усилием, на расслабление и растяжение мышц.

По характеру мышечного сокращения выделяют:

  • динамические (изотонические) упражнения, во время выполнения которых происходит движение;
  • статические (изометрические), при выполнении которых повышается напряжение, но не изменяется длина мышцы и не происходит движения упражняемой части тела;
  • идиомоторные упражнения, или упражнения, выполняемые мысленно (их осуществляют одновременно с выполнением тех же упражнений пассивно).

По видовому признаку упражнения подразделяют на дыхательные, порядковые, подготовительные, корригирующие, направленные на координацию движений, на совершенствование равновесия, в метании и ловле, с сопротивлением, висы и упоры, подскоки и прыжки, рефлекторные и ритмопластические упражнения.

Дыхательные упражнения можно разделить на статические (выполняются без движения рук и корпуса), динамические (сочетаются с различными движениями) и специальные (дренажные), которые способствуют, например, улучшению оттока мокроты, растяжению плевральных спаек и т. п.

В качестве гимнастических предметов в детском саду используют гимнастические палки, гантели (пластиковые, наполненные песком), скакалки, мячи, ленточки, погремушки, веревочки. Из снарядов используют гимнастические стенку и скамейку, канат, наклонную плоскость, медицинскую кушетку, коврик для выполнения упражнений на полу. В последнее время все более широкое распространение получили тренажеры.

К спортивно-прикладным упражнениям  можно отнести ходьбу, бег, прыжки, плавание, греблю, метание, катание на лыжах и коньках, велосипеде, упражнения в равновесии.

Игры в ЛФК подразделяются на четыре группы: на месте, малоподвижные, подвижные и спортивные. Из спортивных игр в детском саду наиболее часто используются элементы баскетбола, ручного мяча, футбола, настольного тенниса.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх