Лечебно-оздоровительная физкультура в работе с детьми

Оздоровительная физкультура решает общие неспецифические задачи укрепления здоровья, которые приведены ниже.

1. Увеличение объёма двигательной активности достигается путём совершенствования двигательных навыков и воспитания физических качеств в процессе специально организованных движений. Для этого используются групповые занятия физическими упражнениями, дозированная ходьба (ближний туризм), катание на велосипеде, активный досуг и физкультурно-оздоровительные праздники. На занятиях основное внимание уделяется совершенствованию двигательных умений и навыков, а также воспитанию физических качеств. К основным физическим качествам относятся выносливость, сила, быстрота, ловкость и гибкость, которые начинают проявляться с 4—6-летнего возраста.

Выносливость — способность ребёнка противостоять утомлению в процессе длительного выполнения какой-либо деятельности без снижения её эффективности. Воспитание выносливости обеспечивает расширение функциональных резервов сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также способность к длительному сохранению правильной позы (осанки) во время ходьбы, бега, езды на велосипеде. Для воспитания выносливости используются дозированные ходьба и бег, езда, на велосипеде по территории детского сада, плавание, ходьба на лыжах, ориентирование на местности.

Сила — это способность преодолевать сопротивление за счёт мышечных усилий. Воспитывают силу прыжки в длину с места и с разбега, прыжки с поворотом, на правой и левой ноге, перепрыгивание через предметы («лужу»); метание теннисного мяча удобной рукой вдаль, в цель; упражнения с предметами (мячами, гантелями, палками, булавами); «сдвигание» стены, тяжёлых предметов (гимнастическая скамейка); сгибание-разгибание ног в упоре сидя, поднимание прямых ног, лежа на спине; удержание позы или движения в течение 3—5 с; игры «Море волнуется», «Сова» и пр. Развитию силы мышц способствуют также подвижные игры и эстафеты «Опиши мяч», «Мяч в туннеле», «Удержись в кругу» и т. п. Эти игры не следует использовать для детей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Быстрота — способность выполнять максимальное число движений в минимальный отрезок времени. Наиболее значительное увеличение частоты движений наблюдается у мальчиков и девочек в возрасте от 4 до 5 лет. Для развития быстроты полезны бег с высоким подниманием бедра (5—10 м), бег за «лидером» (10 м), в парах на перегонки (5—10 м). Могут использоваться игры «Догони мяч», «Кто быстрее», «Хитрая лиса» и т. д.

Ловкость — одна из основных форм проявления координационных способностей, под которой понимают умение овладевать новыми движениями и справляться с решением разных двигательных задач. Для совершенствования ловкости используются прыжки через скакалку, подбрасывание и ловля мяча; бег с изменением скорости, на носках, с изменением направления движения по сигналу («змейкой», по кругу, обегая различные предметы); броски теннисного мяча на дальность и в цель; спрыгивание с гимнастической скамейки в указанное место и т. п.

Гибкость — способность выполнять движения с наибольшей амплитудой, которая характеризует степень подвижности в суставах и позвоночнике. Для совершенствования гибкости выполняют наклоны туловища вперёд, в стороны; сгибания-разгибания в суставах, «мостики», «корзиночки» и д.р.

Улучшение двигательных качеств даёт ребёнку возможность более свободно чувствовать себя в коллективе, облегчает выполнение домашней работы, помогает лучше справляться с умственными нагрузками.

2. Повышение общего и эмоционального тонуса.

Общий тонус (жизненная активность) формируется корковым и мышечным тонусом. Корковый тонус характеризуется способностью мозга (коры) находиться в длительном возбуждении без утомления. Это зависит от тонизирующих влияний ретикулярной формации — сетчатого нервного образования, расположенного в промежуточном мозге и других стволах мозга. Активность ретикулярной формации создаётся непрерывным потоком нервных импульсов от сенсорных (чувствующих) систем и регулируется гормонами.

Сенсорными системами являются зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, проприоцептивная, вестибулярная, температурная, болевая. Активность многих из них можно повысить с помощью физических упражнений. Так, увеличению афферентного (с периферии) потока зрительных импульсов способствуют красочное оформление спортивного зала, наличие в нём наглядных пособий, световых сигналов, зеркал. Выполнение упражнений перед зеркалом особенно полезно при разучивании поз и для формирования правильной осанки. Активизации слуховой системы содействуют чёткие, громкие команды, звуковые сигналы, музыка, а тактильной — выполнение упражнений у гимнастической стенки, следовые дорожки, упражнения с мячами разной величины, упражнения на формирование осанки.

Вестибулярная сенсорная система воспринимает действие силы тяжести, прямолинейные и угловые ускорения, ощущение тела в пространстве, наклоны головы. Раздражение рецепторов (концевых окончаний нервных волокон) этой системы осуществляется при выполнении упражнений с закрытыми глазами, вращений, переворотов, упражнений на координацию, при частой смене исходных положений, уменьшении площади опоры (лёжа-стоя, стоя на одной ноге, на носках), возвышении опоры (на гимнастической скамейке, на стуле), ходьбе с внезапными остановками и ускорениями и пр. Перечисленные упражнения полезны для профилактики головокружений при «морской» и «воздушной» болезни, снижения неприятных ощущений при повышении артериального давления, остаточных явлений после сотрясения головного мозга, параличей, при дефектах позвоночника. Вследствие раздражения рецепторов вестибулярной системы формируются рефлексы, влияющие на тонус мышц и функцию равновесия. Вестибулярные влияния отражаются на деятельности сердца, сосудов, дыхании и потоотделении. Важнейшая роль в повышении общего тонуса принадлежит сенсорным проприорецепторам, так как в организме человека эволюционно закрепилась биокибернетическая система, в которой работа мышц является генетически обусловленным раздражителем для работы мозга.

Систематическая мышечная работа улучшает функции мозга, тренирует память, мышление, оказывает регулирующее воздействие на все физиологические процессы, умственную работоспособность и усвоение учебного материала. Чем разнообразнее упражнения, тем больший поток информации нервных импульсов поступает в ретикулярную формацию, тем выше корковый тонус. Мышечный тонус (напряжение) определяется в условиях покоя, в его основе лежит рефлекс на растяжение. Регулируют мышечный тонус упражнения на расслабление, упражнения для формирования правильной позы, для мышц шеи (наклон головы назад — повышение тонуса мышц-разгибателей спины и нижних конечностей; наклон головы вперёд — повышение тонуса мышц-сгибателей), повороты при ходьбе, приседания, упражнения на формирование осанки, разгибание туловища (повышение тонуса мышц-разгибателей).

Эмоции характеризуют активное состояние мозговых образований, побуждающих человека изменять поведение, преодолевать сложные ситуации. Эмоция — это поведенческая реакция, которая может быть врождённой и приобретённой с помощью опыта действия в подобных ситуациях. Её решение тем правильнее, чем больше опыт. Различают эмоции положительные (радость, удовольствие, осознание возможности преодолеть какие-то сложности) и отрицательные (гнев, страх, тревога, ярость, болезнь, беспомощность и пр.). Стрессовые отрицательные эмоции вызывают состояние тревоги. Стрессовые положительные эмоции формируют оптимальное отношение к условиям внешней среды.

Систематическое выполнение физических нагрузок, постепенно возрастающих по сложности и продолжительности, способствует формированию положительных эмоций, особенно у больных детей. Ребёнок убеждается, что он может заниматься физкультурой, хотя и болен, что он становится сильным и ловким. Он начинает оптимально оценивать себя, своих родителей и окружающих. Формированию положительных эмоций способствуют музыкальное сопровождение, образность упражнений, частая смена исходных положений, игры и игровые ситуации, упражнения на точность выполнения заданий. Нормализация общего и эмоционального тонуса повышает жизненную активность детей, облегчает их контакт друг с другом и с членами семьи.

3. Повышение функционального состояния основных физиологических систем организма. Особое внимание уделяется системам, непосредственно участвующим в реализации акта движения (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, системе крови), а также опорно-двигательному аппарату. С этой целью назначаются аэробные нагрузки (особенно ходьба), подвижные игры, ритмопластика, упражнения с предметами, дыхательная гимнастика, упражнения в равновесии и на координацию, вазомоторная тренировка (чередование изометрических сокращений мышц голени с их расслаблением), движения во всех суставах и позвоночнике и др. В частности, для усиления активности нервной системы особенно полезны нагрузки, повышающие общий и эмоциональный тонус.

Расширению резервов сердца способствуют нагрузки на выносливость, упражнения для мелких мышц рук и ног (кисти и стопы), нижних конечностей, плечевых суставов. Эти нагрузки повышают функциональные резервы системы дыхания, при этом особенно важны статические и динамические дыхательные упражнения. Увеличению амплитуды движений в суставах и позвоночнике способствуют упражнения на силу, быстроту, ловкость и гибкость. При назначении упражнений очень важно соблюдать принцип постепенности (от простого к сложному) и строго дозировать нагрузки.

По мере расширения двигательной активности, формирования двигательных навыков и воспитания физических качеств, повышения общего и эмоционального тонуса улучшаются функциональные резервы перечисленных физиологических систем. Это способствует увеличению активности функционирования систем от минимальной деятельности в условиях повседневной жизни до максимального уровня при выполнении большой нагрузки. Чем шире диапазон между максимальными и минимальными значениями параметров физиологических систем, тем больше резерв и запас сил организма для преодоления непрерывно меняющихся условий внешней среды.

Т. Логвина


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх