Психология ребенка с нарушением зрения

С самого рождения ребёнка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения. Несомненно, что поражение зрения или полная слепота обуславливают значительные ограничения чувственного познания.

Зрительное восприятие связано со всей сенсорной системой человека, влияет на психофизическое развитие, формирование эмоционально-волевой сферы. Вторичные отклонения затрагивают познавательные процессы, речь и мышление слабовидящих дошкольников. Зрительное восприятие у слабовидящих детей отличается большой замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Формирующиеся у них зрительные представления менее яркие и чёткие, чем у нормально видящих сверстников. Часто зрительные представления искажены. Несмотря на это, зрение остаётся ведущим анализатором.

Внимание — обязательное условие всякой деятельности. Т.к. у ребёнка с аномалиями зрения низкая познавательная активность, то развитие внимания как непроизвольного, так в последствии и произвольного замедляется. В компенсаторном развитии слабовидящих детей большая роль принадлежит совершенствованию внимания во всём многообразии его качеств.

Память дошкольников с патологией органа зрения также имеют свои особенности. Неточность зрительных представлений, малый чувственный зрительный опыт затрудняют формирование процессов памяти: запоминания, забывания, воспроизведения и узнавания. Наиболее уязвимыми оказываются последние. Это связано с особенностями зрительных ощущений и восприятий слабовидящих дошкольников.

Зрительная патология влияет на формирование речи дошкольников. В психологии различают следующие функции речи: коммуникативная, обобщающая, регулирующая. Особенности формирования коммуникативной функции речи заключаются в трудностях восприятия образцов артикуляции. Это осложняет формирование фонетической стороны устной речи. Затруднено и овладение словарным запасом, т.к. у слабовидящих дошкольников сужен объём воспринимаемого пространства и ограничено поле деятельности. В свою очередь, это ведёт к отклонению в формировании и смысловой стороны коммуникативной функции речи.

Особенности формирования мыслительных процессов у детей с нарушением зрения зависят от индивидуальных особенностей развития всех психических процессов ребёнка. В развитии человека нет ничего изолированного. Отклонение любой функции организма, любой стороны психического развития влечёт за собой изменения и перестройку всех функций и сторон. Мышление как высшая форма отражения действительности в детском возрасте связано со всеми психическими процессами. Особенности ощущения и восприятия, внимания и памяти влияют на формирование всех мыслительных процессов. Для качественного процесса обобщения необходимо иметь достаточный запас чувственного опыта, уметь выделять главное, существенное. Для развития аналитико-синтетической деятельности необходимо овладение сенсорными эталонами, прочными динамическими стереотипами, стойкими процессами дифференцирования поступающих сигналов из внешнего мира. Следовательно, эти процессы вырабатываются в деятельности ребёнка. На формирование процесса абстрагирования влияет практический опыт ребёнка, что тоже возможно только в деятельности.

Существенное значение имеет компенсация функций повреждённого органа за счёт деятельности других анализаторов. Компенсация дефекта происходит в условиях специально организованного коррекционного образования, направленного на максимальное развитие каждого слабовидящего ребёнка. Активное участие в организации данного процесса принимает педагог-психолог.

Поступление в детский сад — первая ступенька в формировании самостоятельных общественных отношений ребёнка вне привычных условий дома. Это новые люди, незнакомая обстановка, более сложные требования — всё это может вызвать страх у маленького человека. Ведь ребёнок с нарушением зрения находится в более тяжёлых условиях, так как плохо видит окружающее пространство, внешний облик людей.

В нашем дошкольном учреждении адаптационная работа с детьми начинается со знакомства с зонами группы. Мы рассказываем малышу об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы — это поможет ему в преодолении страха незнакомого пространства. Всю работу проводим в игровой форме. Следующий шаг — знакомство со взрослыми, которые будут окружать, и со сверстниками. Обычно ребёнок с глазной патологией испытывает страх перед общением, потому передо мной стоит важная задача — научить ребёнка общаться и играть с другими детьми.

Чтобы процесс адаптации прошёл легче в новых условиях, перед поступлением ребёнка в детский сад проводятся встречи-консультации с родителями. На таких встречах изучаем диагноз заболевания, узнаём о личностных особенностях ребёнка, его привычках и пристрастиях. Эта информация необходима для того, чтобы найти индивидуальный подход к малышу, снизить уровень стрессового воздействия. Первые дни, если у малыша есть проблемы с привыканием к условиям детского сада, родители присутствуют в группе. Для ребёнка с нарушением зрения новая обстановка — всегда стрессовый фактор, а присутствие родителей придаёт ему уверенности и смелости.

После того как ребёнок пройдёт адаптацию к условиям детского сада, тщательно подбираю инструментарий для полного и глубокого обследования его личностных особенностей, распознания социально-психологических характеристик воспитательного микросоциума, особенностей семейного воспитания. На основании полученных результатов совместно с участниками группы сопровождения разрабатываем и составляем индивидуальный маршрут для каждого слабовидящего ребёнка, учитывая уровень его возможностей, желания и интересы.

Готовясь к занятиям, коррекционный материал подбираю индивидуально, в зависимости от особенностей психического развития, обусловленного нарушениями зрения. Детей комплектую в подгруппы с учётом целей актуального и ближайшего развития — это значительно повышает результативность занятий. Занимаюсь разработкой специальных тренинго-игровых занятий для повышения уровня социально-психологической адаптивности ребёнка к негативным тенденциям и воздействиям общества, подготовки ребёнка к интеграции в школу.

Немаловажное значение имеет тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Родители могут получить консультацию по вопросам воспитания своего малыша, познакомиться с рекомендациями и публикациями в области новых технологий образования слабовидящих детей.

В 6—7 лет ребёнок с нарушением зрения, как правило, начинает осознавать свой дефект. В этот период у детей может появиться боязнь новых помещений, незнакомых людей и ситуаций, замкнутость и нежелание общаться. Учитывая все особенности данного периода, провожу работу не только с детьми, но и с их родителями, т.к. условия семейного воспитания оказывают огромное влияние на предупреждение появления патологических негативных черт характера у детей.

Для выравнивания эмоционально-психологического состояния после напряжённых занятий или аппаратного лечения дети со зрительной патологией нуждаются в релаксационном воздействии. В кабинете есть специально организованное помещение для проведения релаксационных упражнений, после чего снимаются усталость, раздражение, дети успокаиваются, восстанавливается эмоциональное равновесие.

Для интеграции в общество ребёнку с нарушением зрения необходима специальная коррекционно-компенсаторная психолого-педагогическая помощь. В условиях нашего дошкольного учреждения создана служба психолого-педагогического сопровождения, цель которой — содействие в создании условий для полноценного личностного развития ребёнка, позитивной социализации его в общество.

Одной из форм работы данной службы является консилиум, на котором рассматриваются вопросы профилактики появления вторичных дефектов при нарушениях зрения, своевременной коррекции оздоровительной и образовательной деятельности на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Совокупность этих направлений формирует систему психолого-педагогической деятельности со слабовидящими детьми. Работа, проводимая с дошкольниками со зрительной патологией с учётом особенностей их восприятия окружающего мира и потенциальных возможностей каждой категории детей, помогает достигнуть хороших результатов в их воспитании и обучении, создаёт основу социальной адаптации, подготовки детей к жизни в современном обществе.

Е. Чвирова


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


mersibo-rekl
Свежие записи
Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2016 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх