Написать нам
Популярно
1   0   234

От чего зависит успешная адаптация ребенка к детскому саду

Адаптация – слова, в переводе с латинского, означает «приспособляю». Таким образом, адаптация понимается как процесс приспособления к новым условиям среды, общения, отношений, жизнедеятельности и т.д.

В более широком определении, принятом в современной литературе, понятие адаптация означает соответствие между живой системой и внешними условиями, т.е. состояние равновесия между воздействием на среду и организм.

Адаптация призвана компенсировать недостаточность привычного поведения в новых условиях.

Процесс адаптации проявляется не только в приспособленности организма к новым условиям жизни и деятельности и способах поведения, готовности к действиям, позволяющим справляться с трудностями, овладевать новой деятельностью. Превышение существующих у каждого возможностей приводит к стрессу.

Позитивные эмоции ребёнка являются важнейшим показателем его адаптации к среде, в нашем случае к дошкольному учреждению. Сможет ли ребёнок победить свои  страхи  – вот вопрос, требующий решения в процессе адаптации!

Социальное сближение ребёнка возможно только через эмоциональную сферу. При усиленной адаптации происходит последовательная смена защитных механизмов на более зрелые.

Если процесс адаптации проходит трудно, если взрослые прибегают к методу принуждения ребёнка, то затормаживаются адаптивные ориентировочно — исследовательские реакции ребёнка, задерживается в целом его развитие.

Адаптация рассматривается как процесс, имеющий свою логику, динамику и т.д. Вместе с тем адаптация – это и результат этого процесса.

Часто возникает вопрос: в чем смысл адаптационного периода?

А смысл в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным, а одним из условий этого является управляемость данным процессом. Именно педагог-психолог призван управлять адаптационным процессом, привлекая к этому педагогов, родителей, всех работников дошкольного учреждения.

Жизнь человека, в частности ребёнка полна новизны, неожиданностей, изменений. Именно наличие у ребёнка способности к адаптации позволяет ему достаточно быстро и вполне успешно входить, вживаться в новую среду, приспосабливаться к пока неизвестным условиям и обстоятельствам. Чем меньше ребёнок, тем слабее у него развиты адаптационные возможности, тем зависимее он от взрослого человека, которые помогает ребёнку принять новое, неизвестное.

Успешность адаптации обусловлена многими причинами. Большую группу причин, препятствующих ей составляет те, которые связаны с внутриутробным развитием ребёнка.

К ним относятся:

  • токсикоз первой половины беременности матери ребёнка;
  • стрессы, переживаемые матерью;
  • употребление матерью токсичных веществ и т.д.

Необходимо выделить причины, которые связаны с процессом деторождения:

  • наличие асфиксии у ребёнка;
  • нарушение его мозгового кровообращения;
  • родовые травмы и т.д.

Значительную группу составляют причины, обусловленные развитием ребёнка в первые годы:

  • недоношенность;
  • задержка нервно-психического развития ребёнка;
  • наличие хронического заболевания;
  • дефекты речи, слуха, зрения;
  • заболевания нервной системы;
  • энурез, заикание, страхи, тики и т.п.;
  • неправильное семейное воспитание;
  • наркомания;
  • алкоголизм родителей;
  • развод родителей;
  • высокий уровень тревожности ребёнка;
  • его низкая коммуникабельность;
  • низкая познавательная активность и т.д.

Целесообразно выделить отдельно группу препятствующих адаптации ребёнка причин, связанных с семейным воспитанием:

  • отсутствие помощи и поддержки со стороны родителей;
  • отвержение ребёнка и противопоставление его другим детям;
  • повышенная критичность, необоснованная требовательность родителей;
  • безразличие родителей к тому, что делает ребёнок своими руками;
  • чрезмерное заласкивание ребёнка, воспитание по типу «кумир семьи»;
  • противоречивость в воспитании, отсутствие единства требований, оценок, суждений;
  • преобладание женского влияния в воспитании мальчиков и т.д.

В тех случаях, когда в семье складываются неблагоприятные для ребёнка условия, число стрессов увеличивается, адаптационные реакции принимают защитный характер. Такой феномен в психологии получил название «адаптационный синдром».

В развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии:
  • тревоги (от нескольких часов до нескольких суток);
  • сопротивляемости;
  • стабилизации либо истощения, приводящие даже к драматическим последствиям.

Наличие стадийности позволяет своевременно реагировать на первичные признаки, предупреждая появление последующих.

Проблема адаптации к среде, деятельности является достаточно широко изученной в целом и не теряющей актуальности многие годы.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress