Написать нам
Популярно
1   1   368

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

Подготовка к детсвому садуЗанятия для профилактики дезадаптации детей к условиям детского сада

В большинстве случаев поступление ребенка в дошкольное учреждение сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни. Увы, далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.

Как родители, так и воспитатели параметрами готовности детей к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближенному к детсадовскому. Вопрос же в том, в какой мере ребенок готов к разлуке с родителями, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных социальных норм и правил поведения.

Нередко мамы и папы, отмечая у своих детей слабое развитие навыков общения, стремятся отдать их в детский сад именно для того, чтобы этому научили. Такая «учеба» зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей.

Наблюдения за детьми в детском саду свидетельствуют о том, что малыш, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или другому ребенку.

В целом проблема психологической неготовности дошкольника к «выходу» из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению.

Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а потом и «нешкольного») ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.

Реальные результаты в решении задач профилактики и практического преодоления «адаптационного синдрома», возникающего у детей, впервые поступающих в ДУ, может принести только единая система взаимодействия родителей и педагогов.

Ребёнок не хочет ходить в детский сад, как быть?

Занятия, нацеленные на профилактику дезадаптации детей к условиям детского сада.

Форма организации занятий:

1. Занятия проводятся в группе, продолжительность одного занятия — 25—30 минут.

2. Оптимальное количество участников в группе — 6—8 человек.

Структура занятия:

1. Разминка.

Цель: снять у детей напряжение, переключить внимание с предыдущей деятельности, настроить их на творческую активность.

2. Задания с предметами.

Цель: учить детей действовать с предметами, взаимодействовать с товарищами: не толкаться, не мешать друг другу, уступать и пр.; действовать в требуемых условиях (в этих заданиях проявляются личные качества участников); развивать память, мышление, сообразительность, воображение, быстроту реакции.

3. Упражнения-импровизации.

Цель: развивать творческие способности ребят, благодаря чему совершенствуются мимика, жесты, пластика; учить детей слушать и смотреть выступления своих товарищей, объективно их оценивать, выступать перед ними и вместе с ними, что помогает развитию самооценки; учить согласовывать действия с содержанием; развивать мышление, воображение, выдержку, способствовать росту самооценки.

4. Подвижная игра.

Цель: снять напряжение детей, переключить внимание, настроить на творческое занятие; способствовать развитию чувства коллективизма, учить действовать в группе сверстников, воспитывать организованность и дисциплинированность; развивать внимание, память; воспитывать силу воли, вырабатывать согласованность действий всех участников.

5. Упражнение с воображаемыми предметами.

Цель: создать условия для постоянной познавательной и творческой активности, в которых ребенок учится фантазировать, быстро принимать решения, действовать в заданных условиях, взаимодействовать с товарищами; развивать координацию движений; тренировать внимание, память; развивать самооценку (ребенок выступает перед группой товарищей).

6. Упражнение на развитие специальных навыков.

Цель: развивать специальные навыки: умение сосредоточиться на своих ощущениях;  работа над дыханием, речью, артикуляцией; учить слушать и реагировать на услышанное. Критерии эффективности программы: увеличение коммуникативной компетентности детей, значительное упрощение периода адаптации к детскому саду (и школе), уменьшение тревожности и страхов (по отзывам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога).

ЗАНЯТИЕ 1

1. Разминка «Приветствие».

Дети заходят в зал, останавливаются в шахматном порядке лицом друг к другу. Первый ребенок берет мяч и бросает стоящему напротив, приветствуя его (например, «Здравствуй, Ира!»). Второй ребенок здоровается с предыдущим («Здравствуй, Коля!»), а затем он должен бросить мяч следующему участнику игры и поздороваться с ним, но уже по-своему («Привет!», «Добрый день!» и т.п.). Игра заканчивается, когда все дети поприветствуют своих товарищей. Ребята должны придумать свое приветствие, стараясь не повторять приветствия других.

2. Задание с предметами «Игра со стульями».

Детям предлагается запомнить, где сейчас стоят их стулья. Затем они бесшумно относят свои стулья к стенке. Дети ставят стулья и просто ходят по залу. По хлопку воспитателя они должны также бесшумно взять свои стулья и поставить их на прежнее место. Дети спокойно, без суеты, выполняют задание, не спеша, не мешая своим товарищам, не толкая их.

3. Упражнение-импровизация.

1. Детям предлагается внимательно рассмотреть картинки, на которых изображены лица в разными эмоциональными состояниями: радости, грусти, злости, удивления.

2. Ребята в течение нескольких минут рассматривают карточки, затем педагог спрашивает, какие эмоциональные состояния изображены на рисунках, как дети об этом узнали, по каким признакам.

3. Беседа с детьми по вопросам:

— Что по мимике человека можно определить?

— Как определить, в каком эмоциональном состоянии тот находится?

4. Задание детям: попробуйте сами изобразить грустного человека, веселого, злого и удивленного.

5. Предлагаем внимательно послушать стихотворение В.Берестова «Больная кукла»:

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна,

Кукла бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

Прослушав стихотворение, ребята должны определить эмоциональное состояние куклы и постараться изобразить его с помощью мимики и жестов. При этом предлагаю использовать следующие движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, плечи опущены, голова клонится к плечу -кукла испытывает страдания.

Затем ребята поют любую веселую песенку, и кукла выздоравливает. Соответственно меняется ее эмоциональное состояние, мимика, жесты — Голова чуть приподнята, на лице появляется улыбка.

Когда все дети освоились с этим заданием, можно предложить кому-либо, по желанию, продемонстрировать все с самого начала. В этом задании следует использовать также стихотворения С.Махоткина «Про Мишу — грубияна», М.Пляцковского «Жадина», «Рева», «Неряха».

4. Подвижная игра «Слушай хлопки».

Играющие под музыку идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу «плачущей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в стороны в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). Если ведущий хлопнет в ладоши два раза, дети принимают позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, ноги и колени — в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка — поза «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны); на четыре хлопка дети возобновляют ходьбу.

5. Упражнение с воображаемыми предметами «Мы варили суп».

Все ребята становятся в круг. Ведущий говорит слова, а участники игры выполняют движения, соответствующие содержанию.

Мы варили суп, суп,

Из перловых круп, круп!

(Дети помешивают воображаемой ложкой в воображаемой кастрюле.)

Получилась каша —

То-то горе наше!

(Руками обхватывают голову, качают ею.)

Замесили тесто,

А оно ни с места!

(«Месят» тесто на воображаемом столе.)

Замесили на дрожжах —

Не удержишь на вожжах!

(Сжимают кулачки, вытягивают руки вперед, как будто держат вожжи.)

6. Упражнение на развитие специальных навыков «Превращение в поросят».

Психолог вместе с детьми подходит к зеркалу и говорит: «Дети, давайте сегодня с вами превратимся в маленьких поросят. Мы сейчас закроем глазки, а когда откроем их, то увидим, что наши ротики превратились в маленькие «пятачки».

Дети закрывают глаза, затем вытягивают губы вперед. Малыши по просьбе педагога вращают «пятачком» вправо, влево, вверх-вниз, делают круговые движения. Можно также поочередно собирать губы в «пятачок» и растягивать в улыбке.

В результате выполнения этих упражнений разогреваются мышцы, участвующие в движении губ. Важно следить, чтобы дети не гримасничали, не перенапрягали мышцы лица, так как при перегрузке может заболеть голова.

ЗАНЯТИЕ 2

1. Разминка «Говори наоборот».

Ребенку объясняют условия игры: «Я бросаю тебе мяч и говорю любое слово. Ты должен вернуть мне мяч, но слово произнести наоборот». В игре используем следующие пары слов:

веселый — грустный

трудолюбивый — ленивый

быстрый — медленный

тяжелый — легкий

красивый — безобразный

трусливый — храбрый

пустой — полный

белый — черный

война — мир

грязь — чистота

холод — жара

день — ночь

радость — грусть

добро — зло

худой — толстый

твердый — мягкий

умный — глупый

шершавый — гладкий.

2. Задание с предметами «Как это можно использовать».

На столе лежит несколько предметов. Психолог показывает малышам один предмет и предлагает им игру: найти наибольшее число вариантов использования этого предмета. Например, показывает карандаш ребенку, а он придумывает, как может его использовать (рисовать, писать, как палочку, указку, удочку и т.д.).

3. Упражнение-импровизация.

Психолог просит ребят изобразить жестами и мимикой какое-либо знакомое им действие или предмет. (Если с первого раза у кого-то не получается, нужно показать, как это делать.) Сначала дети выполняют задание все вместе, затем каждый — конкретное задание. Когда дети будут знать, что от них требуется, можно поиграть в «Угадайку». Один ребенок изображает любое действие, остальные должны угадать, что он делает.

Затем задание можно усложнить: ребенку предлагается изобразить это же действие (или предмет), но только при разных обстоятельствах.

Например, малыш должен одеться, как будто: он опаздывает в детский сад, у него плохое настроение, ему дали чужую одежду и т.п.

4. Подвижная игра «Вороны и воробьи».

Группа делится на две команды: одна команда — «вороны», другая -«воробьи». Команды становятся спиной друг к другу. Детям объясняют условия игры. Когда будет сказано слово «Воробьи!», дети из этой команды должны убегать, а дети из команды «вороны» — их догонять, и наоборот.

Игра начинается. Ведущий говорит: «Приготовиться!», а затем медленно, растягивая слова: «Во-ро-(пауза)-бьи!» или «Во-ро-(пауза)-ны!».

5. Упражнение с воображаемыми предметами «Зеркало».

Два исполнителя становятся лицом друг к другу. Один из них «настоящий», а другой — «отражение». «Настоящему» нужно совершать привычные действия: одеться, причесаться, почистить зубы и др. «Отражение» должно повторять эти же действия, только в зеркальном отражении.

6. Упражнение на развитие специальных навыков. Разучивание с детьми чистоговорок.

«Пекарь Петр пек пирог»;

«Купи кипу пик»;

«Делали наспех — сделали насмех»;

«Водовоз вез воду из водопровода»;

«Коси, коса, пока роса; роса долой, и мы домой» и т.д. Вначале нужно научиться произносить чистоговорку не спеша, но очень четко, даже преувеличенно, следя за правильной артикуляцией, однако не забывая о смысле произносимого. Постепенно темп можно убыстрять, но не допускать при этом ухудшения дикции и пустого, бессмысленного «пробалтывания».

Страницы: 1 2


Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Оксио:

    спасибо за материал.Некоторые вещи оказались для меня новы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress