Написать нам
Популярно
1   0   157

О контроле за развитием детей раннего возраста

Проанализировав работу нашего дошкольного учреждения, мы пришли к выводу, что с нашей стороны больше внимания уделяется вопросам подготовки детей к школе, а вопросам развития детей раннего возраста — несколько меньше.

Также мы отметили, что у воспитателей ясельных групп есть проблемы с детьми в адаптационный период, поэтому мы углубили и систематизировали работу по контролю за развитием детей раннего возраста, ещё раз убедились в том, что работу с семьёй следует начинать, когда ещё в ней ожидается ребёнок.

Сейчас появилось множество публикаций о развитии ребёнка во внутриутробном периоде. И мы решили систематизировать свою деятельность: подключили педагога-психолога, связались с женской консультацией, создали банк данных на будущих матерей, разработали план работы клуба «Желанный ребёнок». Пригласили всех желающих посетить наш детский клуб. Проводили с ними музыкотерапию, тренинги на расслабление, рисовали нетрадиционными техниками рисования: пальцем, ладошкой, свечой и т.д. Давали рекомендации, как надо разговаривать с будущим малышом, какие сказки читать, какую музыку слушать. Психолог учила снимать стресс в конце дня.

По прошествии некоторого времени был проведён опрос членов клуба. И получили только положительные отзывы. В них говорилось о том, что узнали будущие мамы, чему научились, насколько расширили круг знакомств. Мы уже сейчас видим, что многие из членов клуба будут нашими помощниками, активными участниками жизни детского сада. Планируем пойти ещё дальше — хотим вовлечь в работу клуба и будущих отцов.

Для того, чтобы ребёнок быстро и безболезненно адаптировался к условиям детского сада, в семье необходимо готовить его к поступлению в дошкольное учреждение. Большинство родителей не знают, как это делать.

Поэтому у нас налажена работа семейной гостиной «Молодой семьи», которая функционирует один раз в два месяца. Планируем работу семейной гостиной  на год. Темы заседаний в течение года иногда меняются с учётом запросов и пожеланий родителей. Встречи эти стараемся проводить в непринуждённой обстановке за чашкой чая.

Приглашаем работников детской поликлиники, психолога, других специалистов яслей-сада. Родители знакомятся с условиями пребывания ребёнка в группе, с режимом дня, особенностями правильного питания, методикой закаливания малыша, учатся подбирать детям игрушки в соответствии с возрастными особенностями детей и многое другое.

Обычно на первом заседании родители не активны, вопросов практически не задают, но охотно рассказывают о своих малышах. А для нас эта информация очень важна. Мы узнаём о будущих воспитанниках, о проблемах и трудностях родителей и с учётом этой информации строим дальнейшую работу семейной гостиной «Молодой семьи».

ранний дошкольный возраст

Кроме этого, мы посещаем детей на дому. Предлагаем родителям заполнить анкеты-знакомство, анкету-опрос. Использовали мы и такую форму знакомства с ребёнком, как мини-сочинение «Мой ребёнок…». Таким образом, в результате всей этой работы на момент поступления ребёнка в детский сад мы знаем о нём довольно много: его любимые блюда, игрушки, как его ласково называют, часто ли он болеет, как привык засыпать и т.д. И родители имеют представление о том, как готовить ребёнка к детскому саду.

Так как гостинная «Молодой семьи» в силу различных обстоятельств посещали не все родители, незадолго до поступления ребёнка в дошкольное учреждение проводим для них семинар, в котором принимают участие все специалисты яслей-сада. На нём знакомим с дошкольным учреждением, даём консультацию о том, как подготовить ребёнка к поступлению в ясли-сад, отвечаем на вопросы и т.д. В конце семинара родители получают от педагога-психолога памятки и индивидуальные рекомендации относительно подготовки малышей к поступлению в дошкольное учреждение.

Нам стало очевидным, что ранняя педагогическая помощь семье в воспитании маленьких детей:

  • поднимает развитие детей на значительно более высокий уровень, так как период адаптации сокращается и ребёнок не переживает, не нервничает, легко вступает в контакт со взрослым;
  • расширяет представления родителей о закономерностях роста и взросления ребёнка;
  • снимает комплекс неуверенности у родителей, сталкивающихся с проблемами воспитания детей;
  • способствует осуществлению полноценного контроля за развитием детей раннего возраста.

Если не знать привычки, навыки каждого поступившего ребёнка, то невозможно осуществлять контроль за его развитием. Ребёнок раннего возраста, даже имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, в новые условия жизни, а есть не умеющие вступать в контакт со взрослыми людьми. И здесь воспитатель, который не знал ребёнка до поступления в дошкольное учреждение, может ошибиться при выводах о его развитии. Поэтому мы так много внимания уделяем работе с семьёй до поступления малыша в детский сад.

Нами был проанализирован период адаптации у детей. Получились следующие результаты: группу посещало 15 детей. Родители девяти были членами гостиной «Молодой семьи», и у 100% этих детей адаптация прошла в лёгкой степени. А у двоих детей, чьи родители не посещали клуб, адаптация прошла в средней степени тяжести и у четырёх — в лёгкой.

Контроль за развитием детей раннего возраста мы осуществляем путём наблюдения за ними в разных видах деятельности — в беседах с родителями, в общении с детьми.

Все данные фиксируются в дневнике наблюдения за состоянием и поведением детей, листе адаптации, карте нервно-психического развития детей. Также у нас на каждого ребёнка ведётся тетрадь достижений, которая заводится при поступлении в дошкольное учреждение. Таким образом прослеживается развитие физических качеств, интеллектуальных способностей, общего развития ребёнка.

В своей работе мы обязательно придерживаемся индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Утро в группе раннего возраста начинается с приёма, который проводят воспитатель и старшая медсестра. Воспитатель находит ласковые, ободряющие слова каждому ребёнку, чтобы создать психологический комфорт, беседует с родителями о самочувствии детей. В течение дня воспитатель фиксирует в дневнике наблюдений состояние ребёнка: его настроение, поведение, аппетит, сон и т. д.

На вновь поступивших детей заводятся листы адаптации, которые заполняются каждый день. На основе данных делаются выводы о степени адаптации. На каждого ребёнка оформляется карта нервно-психического развития, в которой фиксируются успехи ребёнка в сенсорном развитии, развитии речи, игре, изодеятельности.

Чтобы контроль за развитием детей раннего возраста был комплексным, периодически проводим медико-педагогические совещания, на которых даётся анализ развития детей: физического, психического, интеллектуального.

В совещании обязательно принимают участие заведующая, заместитель заведующей по основной деятельности, старшая медсестра, воспитатели. Анализируется развитие каждого ребёнка индивидуально. Если есть какие-то трудности, то вместе мы находим альтернативное решение, продумываем ряд мероприятий.

Одной из главных задач в работе мы считаем сохранение и укрепление здоровья детей. На медико-педагогическом совещании уделяется большое внимание заболеваемости. Анализ её показал, что мероприятия по укреплению здоровья детей, которые проводятся в саду, дают положительные результаты.

Очень важно удовлетворить потребность детей в движении. Этот вопрос мы не оставляем без внимания, и не случайно проведён тематический контроль: «Организация работы по развитию у детей двигательной активности», результаты которого обсуждались на педсовете.

Контроль за развитием детей раннего возраста будет полноценным и действенным, если осуществлять его планомерно, целенаправленно, системно и комплексно. Его цель — своевременное выявление отклонений в развитии ребёнка, устранение недостатков в воспитательно-образовательном процессе, ведь очень важно не упустить возможности этого периода — раннего детства, так как он является базисной основой всего последующего развития ребёнка.

Т. Давыдёнок


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress