Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort konya escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort maltepe escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort istanbul escort istanbul escort beylikdüzü escort istanbul escort beylikdüzü escort Sincan Escort Bursa escort bahcesehir escort bahcesehir satilik daire avcilar erkek yurdu bahcesehir escort
2   0   419

Особенности привыкания ребенка к дошкольному учреждению

Привыкание большинства детей к дошкольному учреждению протекает достаточно болезненно. Лишь единицы быстро и беспроблемно входят в новую среду, принимают незнакомые условия и требования.

Трудности обусловлены прежде всего тем, что в этот момент происходит серьезная перестройка всех отношений малыша с людьми, ломка привычных норм жизни. В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей, чаще всего членами семьи. Приход в дошкольное учреждение означает, что ему предстоит стать членом нового для него детского коллектива, стать равным среди многих других детей.

Пришедшему в дошкольное учреждение ребенку все непривычно: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество пока незнакомых детей, изменение бытовой обстановки, новый распорядок дня и т.д. С новыми детьми персонал учреждения тоже обращается отлично от того, как выстраивали до этого с ребенком отношения близкие.

У ребенка возникает душевный и физический дискомфорт, появляются чувства беспокойства, одиночества, незащищенности. Именно эти чувства выводят малыша из равновесия, вызывая бурные реакции.

Окружающие быстро замечают, что дети резко меняются: становятся беспокойными, плаксивыми, раздражительными, замкнутыми, с трудом отпускают от себя родителей, близких людей.

Нередко смена условий сопровождается снижением речевой и игровой активности ребенка, ухудшением здоровья. Таким образом, от ребенка требуются большие усилия и умения биологически и социально адаптироваться.

Понятие «биологическая адаптация» означает перестройку физиологических систем организма, обеспечивающую целесообразное приспособление к новым условиям жизни. Эта перестройка осуществляется на основе врожденных механизмов.

Еще в состоянии новорожденности ребенок быстро приспосабливается к условиям жизни, создаваемые семьей вскоре после рождения.

Биологическая перестройка происходит в период первоначального пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Малышу предстоит привыкнуть к новому воздушному и световому режиму, установленному распорядку дня, к изменениям в питании.

Способность изменять свое поведение в зависимости от новых социальных условий означает социальную адаптацию.

Уже с момента рождения ребенок вступает в первые контакты со взрослыми членами семьи, с детьми. Он усваивает первичные навыки общения с окружающими, у него происходит формирование элементарных трудовых навыков, ребенок включается в игровые ситуации. Осваивая нормы отношений между членами семьи, ребенок приобретает стереотипы поведения («хорошо — плохо», «правильно — неправильно», «можно — нельзя» и т.д.). Приход в дошокльное учреждение вызывает необходимость в изменении сложившихся до этого стереотипов поведения. Жизнь ребенка организуют уже другие взрослые, по новым правилам и режиму, к малышу начинают предъявлять новые требования, часть из которых отличается от предъявлявшихся ранее. Возникает острая необходимость быстро приспособиться к изменившимся условиям, требованиям, оценкам, выработать новые или перестроить имеющиеся привычки и формы поведения.

Поскольку каждый ребенок уникален и неповторим, то существуют значительные отличия в адаптационных возможностях детей. Эти различия обусловлены наследственностью, спецификой развития в первые месяцы и годы жизни, характером семейной обстановки и многими другими причинами. Выявлены периоды наиболее трудного приспособления к изменениям в микросоциальной среде. Именно в первоначальный период привыкания к дошкольному учреждению различия проявляются особенно ярко.

Специалисты выделяют три степени адаптации к микросоциальной среде.

При легкой степени наблюдается кратковременное отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся в снижении ревой активности ребенка, незначительных нарушениях поведения, ухудшении сна и аппетита. Как правило, эти явления проходят в течение первых двух недель пребывания в дошкольном учреждении.

Адаптация средней степени тяжести выражается в более значительных и длительных сдвигах в поведении, которые преодолеваются лишь к началу второго месяца пребывания в дошкольном учреждении. Симптомы: потеря сна на короткое время, нарушение речи, легкие заболевания продолжительностью до 7 – 10 дней, завершающиеся без осложнений.

При тяжелой степени адаптации ребенок привыкает к дошкольному учреждению длительно и сложно, этот процесс может затянуться на месяцы. Тяжесть адаптации обусловлена частыми, повторяющимися заболеваниями с осложнениями, стойким нарушением поведения. В ряде случаев граничащим с невротическим состоянием. Наблюдается замедление темпов физического развития, задержка в развитии речи и психики ребенка.

Когда адаптация оказывается неуспешной, то есть возникают те или иные нарушения, отклонения от нормы в психическом, физическом и психологическом развитии ребенка. Есть основание говорить о дезадаптации.

Причинами ее могут быть:

  1. Личностные особенности ребенка: эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость; отсутствие умений и навыков общения со взрослыми и сверстниками; соматическая ослабленность, нервно – психические нарушения; особенности темперамента и т.д.
  2. Личностные проблемы родителей: неразвитость самоконтроля, его слабость; конфликтность как черта характера; родительская незрелость; тревожность, эмоциональная неустойчивость.
  3. Проблемы организационного характера: новый режим дня, большое количество детей в группе, незнакомые взрослые, новые требования, оценки и т.д.

Достаточно сложно складывается ситуация, если имеют место вышеназванные причины. Их преодоление возможно при комплексном подходе: включенности всех участников адаптационного процесса, их согласованности, адекватной мотивированности, самоконтроля и пошагового контроля.

Дезадаптация приводит к тому, что ребенок становится неуправляемым, отстает в развитии, быстро утомляется, нарушается в целом его психическое и физическое благополучие.

Необходимо подчеркнуть, что наиболее подвержены дезадаптации ослабленные дети (например, часто болеющие). Очевидна зависимость здоровья и дезадаптации: успешно адаптирующийся ребенок – это, как правило, физически здоровый ребенок, и наоборот.

Если не обеспечивать успешность привыкания ребенка к дошкольному учреждению, можно спровоцировать создание внутреннего конфликта, который, будучи недоступным для наблюдения, часто упускается взрослыми. И тогда психолого-педагогическая коррекция на более позднем этапе оказывается уже малоэффективной.

Несвоевременное преодоление дезадаптации может иметь далеко идущие последствия для ребенка, например, может привести к интеллектуальному отставанию, к проблемам личностного развития в последующие периоды жизни.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress