---Читайте детям больше стихов
 RSS  Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort çankaya escort Sincan Escort Etimesgut Escort Ankara escort Ankara Escort Ankara escort Ankara escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort Restbet Timebet ankara escort ankara escort ankara escort ankara escort ankara escort pendik escort maltepe escort ümraniye escort kartal escort ataşehir escort izmir escort izmir escort ankara escort ankara escort japon porno izle karabuk escort nigde escort hatay escort kirklareli escort cankiri escort amasya escort tekirdag escort
4   0   1066

Читайте детям больше стихов

Согласно исследованиям поэтических предпочтений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, по характеру на первом месте у детей — стихотворения юмористические и повествовательные.

Исходя из использования в них различных элементов стихотворной речи, дети предпочитают стихотворения с ярко выраженной рифмой, далее идут белый стих (метрический стих без рифмы), верлибр (свободный стих), лирическая поэзия, на последнем месте хайку (японский стих, состоящий из 17 слогов и трёх строф). Исследователи пришли к выводу, что больше всего детям нравятся юмористические стихи, стихи о животных и знакомых им явлениях. Старшие дошкольники больше предпочитают стихи сказочного, фантастического характера, в то время как дети 9—10 лет — реалистические стихотворения.

Несмотря на эти различия в предпочтениях, все дети отличительным признаком поэзии считают рифму. По их мнению, она должна присутствовать в любом современном стихотворении, как и в большинстве произведений классической поэзии. Исследователи пришли к выводу, что дети, вероятнее всего, осуществляли свой выбор, ориентируясь в большей степени не на содержание стихотворения, а на наличие или отсутствие в нём рифмы.

Во всех проведённых исследованиях по данному вопросу изучалось не только мнение самих детей, но и взрослых, которые с ними работают. Оказалось, что взрослые не смогли правильно определить, какие стихотворения нравятся детям. Вот почему очень важной проблемой является выбор поэтических произведений.

В работе с детьми необходимо использовать стихотворения, содержащие такие элементы, как рифма, ритм, особенности звучания.

По своему характеру это должны быть стихотворения юмористические, повествовательные, занимательные (различные истории); по содержанию — про животных и знакомые явления.

чтение стихов с детьми

Кроме того, необходимо читать детям стихотворения, которые нравятся самому педагогу, что окажет положительное эмоциональное воздействие на малышей.

Для дальнейшего развития читательских предпочтений, вкусов детей в области поэзии необходимо не только использовать в работе произведения, которые нравятся детям, но и знакомить их с другими видами поэзии для развития способности к оценке на основании как формы, так и содержания поэтического произведения. Необходимо, чтобы они воспринимали как можно больше поэзии разного характера.

Названные исследователи отмечают, что выявленные предпочтения детей в большинстве случаев отражают недостаточный опыт в области поэзии, характер и содержание программ по литературе, развитию речи в дошкольном учреждении и школе. Дети выбирают те произведения, которые чаще всего слышат. Инстинктивное стремление дошкольников к звуковым явлениям, ритму, рифме первоначально вызывает у них интерес к поэтическим произведениям, но он постепенно исчезает к концу обучения в начальной школе.

Джордж Норвелл обращает внимание на то, что именно в возрасте от 9—10 до 12 лет дети начинают терять интерес не только к поэзии для детей, но и не проявляют интереса к поэзии для взрослых. Эти данные также подтверждаются в исследовании Энн Терри, которая отмечает наличие этой тенденции при переходе детей в средние классы.

Таким образом, педагоги и родители могут не только способствовать развитию естественного стремления детей к поэзии в младшем возрасте, но и оказывать отрицательное воздействие, вызывая впоследствии глубокое неприятие к ней.

Среди факторов отрицательного влияния на естественное влечение детей к поэтическим произведениям Джордж Норвелл, Энн Терри выделяют следующие: бедные по содержанию хрестоматии для детей дошкольного и младшего школьного возраста; неприятие поэзии самими педагогами и родителями; заучивание стихотворений, определённых самим педагогом, без учёта интересов детей; слишком детальный анализ поэтического произведения и т.д.

Одним из основных условий становления детского словесного творчества в области поэзии является сформированность эстетического восприятия — «специфического познания объективной действительности, происходящего в форме художественных образов» (А.В. Запорожец). Восприятие произведений искусства, в частности, литературных, — сложный процесс, к которому любой человек должен быть подготовлен.

Без целенаправленного обучения оно не будет полноценным, правильным, полным. Особенно это касается детей дошкольного и младшего школьного возраста, восприятие которых характеризуется как «наивный реализм» — самый распространённый тип неадекватного восприятия и оценки художественных произведений, когда воспринимающий человек как бы не различает произведение искусства и окружающую жизнь. Восприятие поэтических произведений неразрывно связано с их сочинением, влияет на развитие детского творчества в области поэзии.

К.И. Чуковский выделяет несколько этапов в развитии детского стихового творчества:

  • До двух лет — это ритмический лепет, многократное повторение рифмованных звуков, рифмованные слова (ва-ва, ба-ба). Это ещё не стихи, а наиболее простой для ребёнка способ усвоения фонетической системы родного языка.
  • С двух до пяти лет — создание «экикик», своеобразных стихов, непосредственно связанных и возникающих во время движений ребёнка, игры.
  • С пяти до десяти лет — возникновение переходных от «экикик» литературных стихов, создание белых, свободных стихотворений.
  • С двенадцати до тринадцати лет — появление собственно литературного творчества.

Ребёнок первоначально в своих первых стихах отражает впечатления, получаемые в окружающем его мире.

До пяти лет создание стихов носит спонтанный, ярко выраженный эмоциональный, игровой характер. В его речи возникают так называемые «экикики». Это объясняется тем, что в процессе овладения родным языком ребёнок связывает слова в звуковые и смысловые пары: по аналогии, по контрасту. Эти пары ритмичны, в них очень часто присутствует рифма. Дети дошкольного возраста таким образом систематизируют слова, принадлежащие к одной языковой (чаще всего грамматической) категории. Создание такого рода стихотворений имеет свои особенности.

«Экикики» непосредственно связаны с игрой ребёнка, с движением, вследствие чего повторяются многократно, и обычно их объём не превышает двух строк. В их основе лежит напев, характерный также для многих форм фольклорных произведений. Главными в стихотворении для детей являются ритм, который должен соответствовать выполняемой в этот момент деятельности, и рифма. Для сохранения этих особенностей дети очень часто изменяют слова: используют усечение, формоизменение. Чаще всего такие спонтанные сочинения пишутся хореем. Первоначально они носят индивидуальный характер, но потом постепенно приобретают коллективные черты, «обобществляются».

Кроме «экикик» в этом возрасте дети часто сочиняют и «дразнилки». Так же, как и «экикики», они носят ярко выраженный эмоциональный характер, характер экспромтов, пишутся хореем, в них часто встречаются повторы и звуковая вариация первого слова. Большинство детских стихов отличаются чёткой графичностью, представляют собой своего рода рисунки. Очень часто используются повторы начальных слов каждой строки, но иногда и последних слов (влияние древних форм фольклора).

Этот этап — необходимое условие и важный показатель речевого и интеллектуального развития малыша.

Только после 5-летнего возраста можно говорить о создании стихотворений, имеющих не ярко выраженный игровой характер, а непосредственно связанный с литературным развитием ребёнка. Больше внимания дети начинают уделять содержанию, смыслу. Именно в этот период (с 5 до 10 лет) они склонны к подражанию, так называемым перепевам. Они заимствуют у любимых поэтов рифмы, темы, заглавия, иногда даже целые стихотворения. Однако такой своеобразный «плагиат» является одним из источников развития собственного творчества. В этот период поэтическое творчество детей постепенно полностью отделяется от игровой деятельности и выделяется в отдельную, самостоятельную деятельность.

Для ребёнка сочинять стихи — это естественное стремление.

В.А. Сухомлинский считал, что «в детстве каждый ребёнок — поэт», но не в силу своих природных особенностей, а в силу восприятия прекрасного в жизни и искусстве, ведь поэтическое творчество доступно каждому ребёнку, а не только одарённым детям.

Что же необходимо делать, чтобы развивать это естественное стремление ребёнка к сочинению стихов?

  • Читать как можно больше поэтических произведений разных жанров и форм.
  • Обогащать представления детей, так как творчество ребёнка в большей степени опирается на его жизненный опыт.
  • Оценивать детские сочинения.
  • Использовать наглядные модели при обучении детей стихосложению, чтобы уделить больше внимания содержанию стихотворения на первых порах.
  • В качестве образца использовать детские сочинения.
  • Можно предложить ребёнку иллюстрировать его любимые стихотворения и поэтические произведения.

В настоящее время предлагается начинать обучение детей созданию рифмованных текстов с трёх лет посредством игровых упражнений, заданий, которые осуществляются в определённой последовательности, с использованием наглядных материалов и моделей. Сначала, в младшем дошкольном возрасте, детей учат подбирать рифмы к словам, создавать две-три рифмованные строчки о предметах и объектах окружающего мира, картинках, сказочных персонажах. В среднем и старшем — пробуют сочинять четырёхстрочные стихотворения, смешные стихи из пяти строк (лимерики) по разным моделям, по мотивам произведений, постепенно формировать способность к оценке собственных сочинений.

Давайте попробуем больше читать своим детям стихов.

Начнём с малых фольклорных жанров (потешек, загадок, считалок), небылиц, потом перейдём к стихотворениям и сказкам в стихах, басням. Не бойтесь сами сочинить что-нибудь, а мы вам в этом поможем.

Давидович А.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector