Написать нам
Популярно
1   0   175

Дом ребёнка «Зелёный дом»

Франсуаза ДольтоВо Франции организована деятельность учреждений образования начиная с первых дней жизни ребёнка.

Одно из них — «Зелёный Дом», где работают психоаналитики, воспитатели, психологи.

Ведущими идеями являются гуманизм, доверие, человечность. График посещения «Дома» свободный. Родители имеют право прийти сюда в любое время дня и находиться там столько, сколько посчитают необходимым. Ребёнок постоянно общается с родителями, педагогами и психоаналитиками. В основе их взаимодействия лежит понимание того, что путь от формирования у детей представлений о хорошем и плохом к правильному поведению очень сложный и противоречивый. Задача взрослого заключается в оказании помощи ребёнку в развитии его нравственного сознания.

Франсуаза Дольто — организатор первого «Зелёного Дома», говорила о том, что ребёнок с момента рождения имеет символический интеллект, который выражается в том, что первые 3—4 месяца он чувствителен ко всем языкам мира.

Малыш способен выразить своё состояние через жесты, мимику, телодвижения, крик. Но такие реакции родители часто не понимают и приводят детей к психоаналитику, но уже тогда, когда им нужно идти в школу, да и то, если возникают проблемы, связанные со сном или другими проявлениями.

Поэтому родители должны знать: как только появляется первая ревность, тревожность, неуверенность, замкнутость, необходимо срочно встречаться с психоаналитиками, которые их поймут, подскажут, помогут. К специалистам обращаться никогда не поздно, но чем раньше, тем лучше. В 80% случаев они получат своевременную помощь.

Цель «Зелёного Дома» — помощь взрослым в воспитании детей от 0 до 4 лет в тот момент, когда происходит бурное психическое развитие ребёнка.

В этом учреждении родителей учат пониманию врождённого языка общения младенцев. Специалисты подсказывают, почему нельзя игнорировать этот язык. Хотя младенец ещё не может рассказать о себе, о своём самочувствии, о своих потребностях, но при помощи эмоциональной экспрессии он передаёт близким сообщения о своих желаниях, удовлетворяя свои потребности в любви, принятии, заботе, понимании.

К сожалению, даже матери не всегда могут назвать чувства (эмоции), испытываемые ребёнком. Они не могут ответить на вопрос, нужен ли ребёнку визуальный, эмоциональный контакт. Если мать проявляет пассивность в общении, то она не может понять и потребности ребёнка, следовательно, чаще проявляет гнев. Если же она боится ушибов, проявления элементарной самостоятельности со стороны ребёнка, то тем самым возрастают и физические ограничения, а это есть насилие, которое в конечном итоге приводит к конфликтам, углублению непонимания ребёнка.

Методика взаимодействия в «Зелёном Доме» заключается в том, что в момент первой встречи записываются только имена ребёнка и родителей.

то даёт возможность раскрыться родителям и откровенно назвать возникшие проблемы, чтобы предупредить возможные социальные расстройства. В течение определённого времени (от 10 минут до 5 часов) без предварительной записи они могут общаться со специалистами.

Главный девиз: «Приходите, когда захотите, и можете не говорить, зачем вы здесь!». В деятельности учреждения чётко просматриваются две проблемы: личные и интимные вопросы; социализация ребёнка.

В «Зелёном Доме» нет кабинетов, отдельных комнат. Это, как правило, большое помещение.

На полу — ковры, у стен — диванчики, небольшой бассейн, разнообразные игрушки и пр. Однако в учреждении никто не имеет право делать всё, что заблагорассудится. Но обстановка и психологический климат таков, что никто из детей не хочет уходить домой, потому что здесь много интересных нетрадиционных игрушек и оборудования, а самое главное — понимающие, доброжелательные взрослые и разновозрастные сверстники.

Специфика работы «Дома» в том, что руководители не задают вопросы родителям, но сами объясняют содержание деятельности, основными правилами которой являются:

«Ничего не знаем и не спрашиваем», «Приходим, когда хотим и уходим, когда посчитаем нужным», «Не ведём досье», «Не проводим рабочих собраний», «Никому не мешаем заниматься любимым делом», «Проявляем уважение к мнению других». Вместе с тем обязательным для выполнения является следующее требование: «На велосипедах, роликах нельзя пересекать красную линию (красной линией комната разделена на две части)». Работа с ребёнком организована в подгруппах из трёх человек. В состав малой группы должен входить мужчина. Ведущими принципами работы «Зелёного Дома» являются:

  • анонимность;
  • доброжелательность;
  • доверие к ребёнку;
  • уважение родителей;
  • организация занятий по интересам;
  • внимательное наблюдение за деятельностью детей и родителей;
  • активное участие взрослых в детских проблемах;
  • сопереживание детям, понимание их проблем;
  • гуманность и доброжелательность по отношению друг к другу.

greenhousemontessoriДеятельность сотрудников «Зелёного Дома» помогает решить вопросы упреждающей адаптации.

Ребёнку предстоит адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам, к новым социальным отношениям и связям, к новым условиям познавательной деятельности. Представляет интерес деятельность сотрудников «Зелёного Дома», в котором разлука ребёнка с родителями не превращается в разрыв, так как ребёнок находится рядом не только со специалистами, но и с родителями.

Франсуаза Дольто так общалась с маленькими детьми с помощью слов, тела, взгляда, мимики, жестов, пантомимики, что иногда казалось, что она сама находится в их возрасте. Главным для неё было: «С ребёнком нужно вести себя так, как со сверхважной персоной. Принимать маленького ребёнка таким, каким он есть на самом деле. Общаться с ребёнком необходимо искренне, не допуская при этом ни малейшей фальши». Последователи Франсуазы Дольто активно внедряют её опыт.

Можно сказать, что в ряде стран психология здоровья превратилась в достаточно обширную и влиятельную область исследований.

Однако, считаю, можно и нужно более широко внедрять гуманистическую деятельность сотрудников «Зелёного Дома» и у нас.

Необходимо шире готовить психоаналитиков для работы с детьми и родителями, так как ребёнок даже в пренатальном развитии не может укрыться от тех проблем, которые переживает мама. Маленький ребёнок — остро реагирующий субъект на все раздражители, поступающие с окружающего мира.

Е. Архипова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress