Написать нам
Популярно
kartal escort porno sex maltepe escort konya escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort avcılar escort avcılar escort Taksim Escort beylikdüzü escort eryaman escort maltepe escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort
1   0   325

Дети об организме человека

Какой я? Что я могу делать? Из чего я сделан? Что у меня внутри?

organizm_rebenkaНа протяжении дошкольного детства в результате получения ответов на эти и другие вопросы, у ребенка постепенно формируется система «Я» как система представлений о самом себе. Она складывается на основе взаимодействий со взрослыми и включает в себя, в том числе, образ физического «Я» — тело и его функции. В процессе взросления становление личности ребенка связано с самостоятельным формированием первоначального его осознания и отношения к себе как к физическому существу.

В младшем дошкольном возрасте формируются элементарные представления детей об их внешнем виде, о внешних частях тела.

Дети с удовольствием обнаруживают, что помимо таких частей тела как голова, ноги, руки, спинка, животик есть и другие части тела. Например, мальчик с восторгом сообщает маме:

  • Мама, что я знаю! У меня подмышки есть!

Однажды обнаружив, что помимо тех частей тела, которые постоянно во время гигиенических процедур называют взрослые, есть и другие, ребенок начинает обследовать себя, организует самонаблюдения. Например, лежа в кровати, с загадочным видом ребенок ощупывает свои ребра и удивляется:

  • Мама, а что это?
  • Где?
  • У меня там ступеньки какие-то…

Знакомясь с частями тела, узнавая, как они называются, ребенок стремиться их сущность передать своими словами:

  • локти — это коленки на руках.
  • этот маленький пальчик — мизинчик, а остальные — указательные!
  • эта ножка правая, а эта … безымянная.

Детей этого возраста также интересует, откуда у человека берутся разные органы, последовательность их появлений. Например:

  • Волосы растут из кожи, а кожа, откуда берется?
  • Мама, а когда у меня зубов не было, язык был?

Будучи уверенными в этом возрасте во всемогуществе взрослого человека, дети думают, что родители могут все сдать, все исправить:

  • Дедушка, наблюдая за внучкой, беспокоится:
  • Катя, осторожно! Упадешь и отломаешь свой носик!

Катя спокойно:

  • Мама новый купит!
  • Знакомые, рассматривая ребенка, комментируют:
  • Г лаза у него папины…
  • Носик — мамин.
  • Лоб — дедов.

Сережа, с обидой:

  • А где же мое?

Знакомясь с разными частями тела, дети задумываются над тем, для чего они необходимы:

  • — Брови для того, чтобы сердиться.
  • — Волосы для красоты… А лысина для чего?
  • — Почему не две правые ноги? А то я все ошибаюсь, когда надеваю ботинки.

И родители, и педагоги, общаясь с детьми младшего дошкольного возраста, большое внимание уделяют вопросам гигиены. Однако, у малышей своя точка зрения по этому вопросу:

  • ребенок категорически заявляет:
  • Лицо мыть я не хочу. Разве я лицом ем пирожки?
  • мальчик пытается разобраться.
  • Мама, сколько тебе лет?
  • Тридцать.
  • А дедушке?
  • Шестьдесят.
  • И вы каждый день умываетесь?
  • Конечно.
  • Как это вам не надоело?
  • Девочка готовится идти в садик. Тщательно умывается.

Мама:

  • А зубы, почему не чистишь?
  • А зубы мы не показываем.

В младшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать такую природную закономерность как рост и развитие всех живых организмов. Под влияние взрослых дети замечают, что они сами изменяются, развиваются, растут. Этот процесс вполне наглядный и для детей младшего дошкольного возраста. Сами дети ощущают, что носочки стали малы, брючки стали короткими, кофточка — тесная, шапочка уже не налезает на голову. Процесс своего роста и развития дети оценивают следующим образом:

  • Я немножко маленькая, немножко большая.
  • Я уже большая! Ростом с три с половиной года.
  • Я взрослая! Я уже выше твоего кармана на халате!
  • Я уже большой, даже бегать умею.

В среднем дошкольном возрасте у детей уже сформировался определенный круг представлений об организме человека. Они уже более уверены в своих суждениях:

  • о прочности различных частей тела человека. Так на беспокойство матери о том, что сын отморозил щечки, ребенок спокойно отвечает:
  • А они у меня крепко приклеены, не отпадут!
  • о строении частей тела человека. Ребенок рассматривает растопыренные пальцы и спрашивает:
  • Папа, а ты знаешь, как устроены пальцы?
  • Ну, не совсем…
  • Так вот. В пальцах есть косточки, потом немного мяса, а потом тоненькие рельсы для крови! А кровь красная.
  • о последствиях своих действий различными частями тела. Так на замечание взрослого «не ковыряй в носу — палец сломаешь!», ребенок спокойно реагирует:
  • Ну. Я уже столько раз ковырял — и ни разу не сломал.
Дети 4-5 лет задумываются над необходимостью определенного количества частей тела, и делает выводы о целесообразности способа их функционирования:

Ребенок интересуется:

  • Папа, знаешь, почему у человека один рот?
  • Почему?
  • Во-первых, на лице не хватает местности, во-вторых, двух рук мало, чтобы в два рта запихивать.
  • мальчик рассуждает:
  • Язык нужен человеку для того, чтобы каша в горло не проваливалась.
  • девочка спрашивает:
  • Знаешь, зачем человеку две руки? Чтобы за одну папа держал, а за другую — мама.
  • ребенок, выяснив, что у него есть нервы, заявляет:
  • Так я же с их помощью и злиться могу!
В среднем дошкольном возрасте дети начинают интересоваться фактом своего рождения, и их рассуждения по этому поводу обычно вызваны конкретной ситуацией:

Ребенок интересуется:

  • Мама, ты помнишь, как я родился?
  • Помню.
  • А я не помню. А где я родился? Давай сходим туда, я и вспомню, как я родился.
  • Мама сердится на сына, полушутливо говорит:
  • И откуда ты такой взялся.

Мальчик рассудительно:

  • Сама родила.
  • Нет, я тебя купила.
  • Неправда, потому что не бывает дня покупания, а день рождения.
  • Дедушка рассказывает:
  • Мы с бабушкой родили Наташу и Юру, а твои родители родили тебя.

Внучка:

  • Меня родила мама, а папа только помогает воспитывать.

У детей на пятом году жизни познавательные интересы смещаются с познания отдельных фактов на понимание процесса. Так, в частности, детей уже не устраивает осознание самого факта развития, они стремятся выяснить причины, последовательность и результаты этого процесса.

Утром Сережа сидит на кровати и рассуждает:

  • Мама, я расту с ног или с головы?
  • Мальчик играет во дворе. Мама зовет:
  • Дождь идет, скорее домой.
  • Ничего. Зато буду расти хорошо, как морковка.
  • Девочка увидела маленького ребенка и возмутилась:
  • В конце концов, когда все люди станут взрослыми?

В старшем дошкольном возрасте дети уже имеют определенный круг знаний о себе. Возрастные особенности ребенка делают его более самостоятельным, активным в познании:

  • Дети чаще задумываются над обобщенными свойствами, характеристиками частей тела человека. Например, рассуждая над чем, для чего нужен нос, ребенок приходит к выводу:
  • Для чего нужен нос? Чтобы дышать. А еще для чего? Для насморка.

А задумавшись над взаимосвязями таких органов как рот и язык, ребенок приходит к умозаключению:

  • Мама, а знаешь, что рот для языка?
  • Нет.
  • Домик!

Рассуждая над характером движения ног человека, ребенок делает вывод:

  • Одной ногой ходишь, другой помогаешь.
  • Детей начинают интересовать не только те части тела человека, которые они видят непосредственно, но и внутреннее строение своего организма. В силу недостатка представлений дети в своих рассуждениях опираются на те признаки, которые соответствуют их интересам, склонностям, желаниям, потребностям. Например, пообедав, ребенок смотрит на пустые тарелки и спрашивает:
  • Мама, а в животе есть полки?
  • Зачем?
  • Чтобы кушанья там лежали.

Наблюдая, как мама потрошит курицу, ребенок интересуется:

  • А у меня тоже в животике кишки?
  • Да.
  • А когда я их проглотил?
  • Увеличение объема представлений у детей о собственном организме содействует положительному восприятию своего физического «Я». Так рассматривая себя в зеркале, девочка приходит к выводу:
  • Что мне кажется: чем больше у меня выпадает зубов, тем я красивее.
  • Осознание процесса развития организма человека в целом подводит детей к понятию «смерть». Дети пытаются разобраться в значении данного этапа в жизни человека. Так в процессе рассуждения по этому поводу, ребенок пришел к выводу:
  • Мама, знаешь, почему люди умирают?
  • Почему же?
  • Чтобы не толпились.
  • Дети критически оценивают информацию, получаемую от взрослого о происхождении человека. Дети скептически относятся как к теории Дарвина, так и религиозной теории происхождения жизни:
  • Папа, а как люди стали человеками.
  • Люди произошли от обезьян.
  • А почему тогда не все обезьяны захотели стать человеком?

Узнав о том, что Бог создал человека, ребенок посочувствовал:

  • Как мне жалко первого человека!
  • Почему
  • Потому, что у него не было мамы!

Таким образом, мы видим, что в стихийном познании организма человека у ребенка преобладает не объективная, а субъективная сторона, когда ребенок опирается только на те признаки, которые соответствуют его интересам, потребностям. Более разнообразные и глубокие представления детей об организме человека формируются у детей в процессе работы педагога по реализации содержание раздела «Организм человека» образовательной области «Ребенок и природа» учебной программы дошкольного образования.

Стреха Е.А.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress